Вадим Потомский. Фото: ИТАР-ТАСС / Интерпресс / Петр Ковалев

Депутата Государственной думы от КПРФ Вадима Потомского сегодня назначили врио губернатора Орловской области. Занимавший эту должность с 2009 года Александр Козлов ушел в отставку.

Выходец и депутат из Ленинградской области Потомский находился в шорт-листе возможных претендентов в губернаторы-коммунисты, после того как стал своеобразным политическим открытием осени 2012 года – на выборах в Брянской области. Там он смог снять с выборов решением областного суда действующего губернатора и кандидата от «Единой России» Николая Денина (того восстановили в списках кандидатов только в Верховном суде, в последний момент), провести яркую кампанию, а после официального проигрыша проявил себя вполне системно: не стал опротестовывать результаты и не присоединился к радикальной оппозиции.

Потомскому, по словам источников Slon, пообещали в администрации президента, что он свое – какую-нибудь область – получит, но позже. Сначала предполагалось, что это будет Владимирская область, где в прошлом году у последнего губернатора-коммуниста закончились полномочия, однако туда отправили ветерана «Единой России» Светлану Орлову. Потомский остался ждать. При том что и самим коммунистам в администрации президента тоже задолжали. «Справедливая Россия» и ЛДПР уже получили своих губернаторов в Смоленской области и Забайкальском крае соответственно за поддержку реакционных законопроектов в 2012 году, а КПРФ – до сих пор нет.

Однако, как рассказал Slon источник, близкий к администрации президента, лидер КПРФ Геннадий Зюганов был против кандидатуры Потомского на пост губернатора Орловской области. В понедельник вечером, после заседания президиума ЦК партии Зюганов попросил остаться тех, кто отвечает за кадровые вопросы. Остались пять-шесть человек, рассказали Slon два депутата ГД от КПРФ. По их словам, там были председатель кадровой комиссии при президиуме ЦК КПРФ Валентин Романов, два заместителя Зюганова – Валерий Рашкин и Иван Мельников и кто-то еще.

На этом совещании с близкими к Зюганову людьми поднимался вопрос о перспективе депутата ГД от компартии Вадима Потомского стать губернатором Орловской области. Мнения, по словам источника Slon, близкого к администрации президента, разделились: лидер КПРФ выступил против кандидатуры Потомского, Зюганова поддержал Рашкин, кто-то высказался за Потомского, как голосовал Мельников – неизвестно.

Любопытно, что в Орловской области еще до окончания полномочий, назначения врио и объявления выборов уже появились заявления, что от КПРФ выдвинется секретарь обкома партии Василий Иконников. Мало того, Иконников еще вчера говорил, что у него стартовала избирательная кампания и начались поездки по районам.

Почему Зюганов голосовал против, если коммунистам готовы были отдать область (должность врио фактически означает победу на выборах)? Несколько собеседников Slon еще до назначения Потомского говорили о том, что нынешний куратор внутренней политики, первый замглавы администрации президента Вячеслав Володин был бы не против, чтобы именно Потомский стал преемником Зюганова на посту лидера КПРФ. Пока что в самой КПРФ с подачи Зюганова преемником считается его первый заместитель Иван Мельников, бывший кандидат в мэры Москвы, набравший в столице 10,69% и уступивший Алексею Навальному второе место. Впрочем, и сам Зюганов уходить не собирается.

Зачем это Володину? КПРФ во главе с Зюгановым была еще тогда, когда сегодняшний главный политический менеджер только-только начинал политическую карьеру. Когда Зюганов почти выиграл выборы президента страны в 1996 году (есть мнение, что на самом деле выиграл), Володин был вице-губернатором Саратовской области. Руководство КПРФ не контролируется администрацией президента, в отличие от большинства других системных партий. Геннадий Зюганов имеет – в обход Володина – прямой выход на президента Владимира Путина и важные вопросы может решать за закрытыми дверями, попросив назначить встречу. Это, конечно, не значит, что КПРФ не чувствует конъюнктуры или не выполняет просьбы, но в рамках своего представления о целесообразности момента. При этом есть понимание, что КПРФ будет всегда. Что касается будущего компартии, то в данный момент это единственная в стране партия с четкой идеологией и постоянным ядром сторонников. Социалистические идеи неистребимы – достаточно посмотреть на парламенты развитых европейских стран.

Иметь во главе второй партии человека, который понимал бы, кому он обязан своим возвышением, – вполне очевидная задача. Другой «преемник от Володина», которому готовы помогать в администрации, депутат ГД от Новосибирской области Анатолий Локоть, с которым Володин встречался перед его выдвижением на выборах мэра Новосибирска.

Один из способов продемонстрировать однопартийцам, что Локоть и Потомский перспективные преемники, – доказать их электоральную привлекательность. Локоть сейчас участвует в выборах мэра Новосибирска, которые состоятся 6 апреля, в городе несколько кандидатов, имеющих отношение к власти не без помощи сибирского полпреда, там может сложиться ситуация, похожая на выборы мэра в Екатеринбурге осенью этого года, где выиграл оппозиционер Евгений Ройзман. Локоть довольно известен в городе, а позиции местного обкома сильны: на выборах в Госдуму в Новосибирске КПРФ опередила «Единую Россию», набрав 34,17% голосов, при том что по Москве коммунисты получили 19,7%. За Потомского на выборах в Брянской области проголосовало 30,8%, сейчас он получил кредит доверия от президента, скорее всего, успешно проведет избирательную кампанию, и впервые за долгие годы у коммунистов будет победа – это все на фоне довольно скромных личных выступлений Мельникова и Зюганова.

Говорить, что Володин готовит преемников, – слишком плоское понимание происходящего процесса, но понятно, что для Потомского сейчас отрывается широкий коридор возможностей. Как он им воспользуется и чем ответит Геннадий Зюганов, еще неизвестно. Потомский все-таки не входит в число высокопоставленных коммунистов, ему придется очень много тратить времени на Орловскую область и доказывать свою эффективность.

В любом случае назревает смена поколений во всех парламентских партиях, хотя лидер компартии ей сопротивляется. На съезде КПРФ год назад Зюганов не стал проводить замены руководящего состава, а что касается молодых лидеров обкомов, они не получили ротации, их включили в Центральный комитет партии, не убрав старых членов, а просто увеличив численность этого органа почти на тридцать человек.

«Конечно, администрация президента хотела бы, чтобы в КПРФ произошла смена поколений, неслучайно, что сейчас назначаются пожизненные сенаторы, – это возможность Зюганову и Жириновскому уйти красиво, если договорятся, что все будет почетно, то, может быть, такой вариант возможен. Вряд ли они будут спешить, и без того у власти много текущих задач», – считает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.

Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов считает, что Зюганов, несмотря на очевидные внутренние колебания, не может не понимать: если он не будет препятствовать карьерному росту коллег, это будет означать, что они в ответ не будут оспаривать его лидерство, – всем места хватает. Макаркин считает, что внешне Зюганов никак не будет показывать своего недовольства назначением Потомского. «Если Зюганов выступит открыто против Потомского, то он пойдет на конфликт с Кремлем, этот конфликт может не соответствовать представлениям тех людей, что пришли в КПРФ: это предприниматели и спонсоры», – говорит он и напоминает, что в КПРФ уже была осуществлена попытка переворота в 2004 году. Тогда значительная часть ЦК выступила против Зюганова, ему пытались противопоставить ивановского губернатора-коммуниста, но Зюганов держит работу аппарата партии под своим контролем.