Фото: Дмитрий Костюков/Коммерсантъ

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил госкорпорации «Автодор» создать дочернюю компанию, которая будет курировать проект строительства моста в Крым через Керченский пролив. Разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства моста должна быть завершена к 1 ноября. На самом деле проект моста уже готов, рассказал источник в «Автодоре». 
Разговоры о строительстве моста через Керченский пролив ведутся давно. Но в последние два года этот проект активно лоббирует миллиардер, бывший спарринг-партнер Владимира Путина по дзюдо Аркадий Ротенберг, утверждает источник в «Автодоре». Компания «Волгомост», принадлежащая Ротенбергу, в феврале этого года закончила выполнение крупного проекта в Краснодарском крае – строительство третьей очереди дублера Курортного проспекта в Сочи. 
Сейчас «Волгомост» стоит перед выбором: перебазировать освободившиеся строительные мощности обратно в Поволжье или найти крупный подряд на Кубани. Именно поэтому в дни Олимпиады вице-премьер Игорь Шувалов потребовал от министра транспорта Максима Соколова активизировать переговоры с украинской стороной. 
«Волгомост» наиболее вероятный кандидат на получение подряда. Летом 2013 года на Ялтинском инвестиционном форуме «Волгомост» и проектный институт Гипротрансмост, который также принадлежит структурам Ротенберга», представили проект будущего моста. 
Согласно проектной документации, совмещенный авто- железнодорожный мост соединит крымский поселок Жуковка с косой Чушка. Протяженность моста – 6,3 км. Проект также включает в себя строительство подъездных путей. Протяженность автомобильных подъездных путей составит 46 км, железнодорожных – 13 км. Большая часть подъездных путей пройдет по низководным мостам, аналогичным тем, которые были построены во Владивостоке в рамках подготовки к саммиту АТЭС. 

«Волгомост» уже начал перебазировать технику из Сочи в Темрюкский район Краснодарского края, где начнется строительство моста, подтвердил один из сочинских подрядчиков «Волгомоста». В компании «Волгомост» отказались от комментариев. Однако представитель «Волгомоста» Виктор Середа уже входит в состав российско-украинской рабочей группы по строительству моста. 
Ориентировочная стоимость проекта – около $3 млрд или около 16,6 млрд рублей за километр. Для сравнения: проект моста через реку Лена около города Якутска (длиной 3,1 км), строительство которого будет вестись в зоне вечной мерзлоты, обойдется в 46,7 млрд рублей или 15,06 млрд рублей за километр. Таким образом, мост через Керченский пролив станет самым дорогим мостом в России. 
Финансировать строительство уже пообещал «Внешэкономбанк». Однако, как «дочка» госкорпорации «Автодор» будет возвращать эти средства, непонятно. «Изначально планировалось, что этот мост будет платным, но сейчас, вероятно, от этой идеи придется отказаться», говорит источник в «Автодоре». В настоящее время на месте моста работает паромная переправа, принадлежащая украинской государственной компании «Керченская паромная переправа», которая совершает три рейса в день из украинской Керчи в российский порт «Кавказ». В 2011 году паром перевез 634 тысячи пассажиров (125 рублей с человека), 86 тысяч автомашин (900 рублей с машины). Помимо этого, рейсы между Керчью и портом «Кавказ» совершают два железнодорожных парома: «Николай Аксененко», названный в честь бывшего министра путей сообщения России, и «Анненков», принадлежащие российской компании «АнРуссТранс», владельцем которой является бывший замминистра путей сообщения РФ Александр Анненков. В 2011 году паромы компании Анненкова перевезли 590 500 тонн грузов. Выручка двух компаний от работы на паромной переправе составляет около 350 млн рублей. Если грузы пойдут по построенному платному мосту, то проект может окупится за 257 лет. Источник в «Автодоре» подтвердил расчеты, однако заявил, что в проекте платного моста через Керченский пролив были указаны более оптимистические параметры.
Компания «Волгомост» стала широко известна в 2010 году, когда построенный мост в Волгограде спустя несколько месяцев после открытия начал сильно раскачиваться. Обследование не выявило дефектов, на мосту были установлены гасители колебаний и открыто движение транспорта, а «танцующий мост» стал одной из достопримечательностей Волгограда.