Арестуют ли чьи-нибудь счета и активы в качестве наказания России за новую «крымскую войну» – вот самый острый вопрос текущего момента. Членство в G8, давно уже обещанные визы в Европу, Паралимпиада и военное сотрудничество с США – это, разумеется, очень, очень важно. Но когда вопрос идет о наличных и домике на Лазурном Берегу, все это как-то отходит на третий план. Россия замерла в тревожном ожидании: все вспоминают, что куда за ставшим вдруг враждебным «бугром» спрятано, и думают, есть ли время перепрятать. А зря.

Да, в сфере ареста счетов и активов Соединенные Штаты могут многое. Очень многое, что уже не раз и доказывали. А при поддержке их постоянных союзников они могут почти все, что только самый изощренный финансовый и юридический ум может придумать. За одним только исключением. Глобализация, унификация мировой банковской системы, юридических норм и стандартов, борьба с отмыванием денег и финансированием терроризма и т. п. – все это привело к тому, что блокирование существенной части этой мегасистемы (пусть даже и не очень большой) будет напоминать попытку отрезать самому себе, скажем, несколько пальцев: очень больно и серьезная угроза для жизни. 

Сама суть подобных санкций в том, что они носят временный и точечный характер и хорошо исполняют свое назначение – напугать и дисциплинировать, когда применяются к достаточно ограниченной группе лиц (или стран). А что будет, если эти меры творчески применить, скажем, к России? Разумеется, не к активам самого государства – их «за бугром» кот наплакал. Известная компания Noga уж сколько лет искала и то ничего толкового арестовать не смогла. Не нарушать же дипломатические конвенции и арестовывать здания посольств и торгпредств – это уж как-то совсем мелочно. Мировую банковскую систему путем ограничения хождения ценных бумаг США и других развитых стран никто тоже вводить в коллапс не даст – разрушив рынок, да еще еле оклемавшийся после кризиса 2008 года, хрен его потом восстановишь. Так что относительно реалистичен только поиск неких более мелких, частных, но «жирных» жертв. 

Итак, с кого, скорее всего, начнут? А тут и выбирать нечего: с самых наглых и раскормленных государственных «тельцов» – «Газпрома» и «Роснефти». Раз, махнули, как в старой русской сказке, Обама, Кэмерон и Меркель правым рукавом, и все внешнеторговые контракты и зарубежные счета означенных компаний оказались полностью заблокированы. Решение в соответствии с законом о специальных полномочиях президента США: не подходить ко всем причастным к главным поставщикам денег для Путина ближе чем на милю под угрозой абсолютно ужасных финансовых санкций и еще более ужасного уголовного срока. Все крупнейшие мировые банки, имеющие «дочки», филиалы и представительства в США, моментально построились по росту и сказали: «Есть, сэр». И все встало. 

А что немного погодя? А немного погодя нефть 300 долларов за баррель. На цену на газ вообще будет страшно смотреть. Огромное количество контрактов с частными компаниями также будет не выполнено. Высокопрофессиональные консультанты, уже рассчитавшие себе бонусы на текущий год, никаких денег не получат. Никаких дивидендов «Роснефть» British Petroleum, естественно, не заплатит. Пенсионные фонды, вложившиеся традиционно в акции BP, недоплатят британским пенсионерам. А вы думаете, многие ли из американских финансовых консультантов, кормящихся за счет российских компаний и британских пенсионеров, знают, где находится эта богом забытая Украина и есть ли она вообще на карте Земли? И кто потом будет голосовать за политиков, которые вынули прямо изо рта лакомый кусочек бутерброда с русской икрой?

Это в России для Владимира Владимировича выборы имеют исключительно философски-познавательную ценность, а для партий Кэмерона и Обамы отнюдь нет.
«Хорошо, – скажут советники американского президента и британского правительства, – не будем блокировать счета связанных с Россией корпораций. Пусть снабжают Европу газом и нефтью, а то немцы замерзнут. Давайте расширим "закон Магнитского", заморозим счета и арестуем активы всех основных российских госчиновников, включая этих милитаристов из Совфеда». Махнули Обама, Кэмерон и Меркель левым рукавом, и вот уже арестованы все зарубежные активы важнейших чиновников и заблокировались их счета. «Ах, молодцы! – скажет на это Владимир Владимирович, – а то я уже устал со своими жуликами бороться. Вон, Леша Навальный сидит под домашним арестом, так они вообще распоясались. Раньше у меня товарищ Плохой искал коррупционеров за счет бюджета, а теперь пусть ФБР, ЦРУ и MI5 за свой счет ищут. А я свои олухам давно говорил: "В Россию, в Россию вкладывать надо, а не покупать себе на тайные офшоры дома в Лондоне". Элита должна быть глубоко национальной и в мыслях, и в активах!» А в случае, если у какого-нибудь крупного госчиновника, например, первого вице-премьера Шувалова, и арестуют его «квартирку» в Лондоне, хотя она и передана вместе с остальным нажитым «на галерах» имуществом в какой-то совсем «слепой» траст, то абсолютно ничего не случится. Сожмет он в бессильной ярости к американским «ястребам» зубы, стряхнет скупую слезу и пойдет дальше грести на «галерах» в надежде заработать себе на приличный домик в Сочи. Так что арестовывать квартиры и счета госчиновников – это уж совсем явно помогать Владимир Владимировичу и ФСБ. 
«Ладно, – скажут, утеревшись, "вашингтонские ястребы", – давайте хотя бы активы и счета российских олигархов арестуем. Пусть все знают, как мы много можем, наши угрозы – не пустой звук». И снова чем-нибудь махнут Обама, Кэмерон и Меркель. И аре... Нет, в данном случае механизм санкций, разумеется, запустится, но будет работать уже с существенным заеданием и скрипом. Российские олигархи давно уже поняли, что ни от кого, включая США, в этом мире ничего хорошего ждать не приходится. Поэтому их состояния давно уже защищены всеми мыслимыми (а иногда и немыслимыми) юридическими и финансовыми способами. Так что абсолютно непонятно, где кончаются активы конкретного российского олигарха и начинаются активы, скажем, Ротшильдов. А с Ротшильдами и ФБР будет связываться с большой осторожностью. Нет, разумеется, спецслужбы рано или поздно все разроют и концы найдут, но острота момента и надобность в арестах уже, скорее всего, пропадут. На что и делается расчет. И даже если какой-нибудь уж совсем бестолковый олигарх допустит, что его активы арестуют, то кому, во-первых, будет жалко этого олигарха, и, во-вторых, Крым и «правильная» демократия на Украине этого явно стоят. А олигарху как умученному от мирового империализма какой-нибудь хороший госконтракт в утешение дадут. И медаль к ордену «За заслуги перед Отечеством». 
И уж, разумеется, совсем идиотской затеей (которая даже сенатору Маккейну не придет в голову) была бы попытка заблокировать счета, арестовать активы и «перекрыть» поездки на Запад российской элите и среднему классу. Это уже совсем напоминает выстрел себе в ногу очередью из автомата Калашникова. Опустеют британские и американские школы и университеты. А тот же Оксфорд и так уже еле выживает – попробуй содержать все здания, где летал на метле Гарри Поттер. Придется увольнять преподавателей и профессоров. Закроются любимые русскими кафе, рестораны и гостиницы. Не говоря уже о самом примитивном шопинге. Сильно просядет рынок недвижимости, искусства, антиквариата и много еще чего. Скажут ли пострадавшие от этого бизнесмены, их сотрудники и члены их семей спасибо своим правительствам? С каким лозунгом выйдут эти люди на демонстрации: «Путин, руки прочь от Крыма!» или «Долой Кэмерона!»?
Разумеется, Россию обязательно накажут. Без этого никак – вопрос ведь ни в какой-то там фактически обанкротившейся Украине или жалком (по мировым масштабам) «острове Крым». Вопрос в имидже США и Ко, который надо блюсти, и если один раз ВВП позволить слишком много, то он совсем отобьется от рук. Так что громкие слова, угрозы, а также их частичное воплощение обязательно будут. Но, как все рожденные в СССР (да и не только они) хорошо помнят со времен массовой борьбы за трезвость и за продовольственную программу, чем более грозные и громкие слова с самых высоких трибун произносятся и чем более страшными наказаниями с самого начала грозят, тем большим пшиком и стыдом все эта суета в конце концов оборачивается. Так что в конечном итоге если что и арестуют, так это что-нибудь вроде широко известной квартиры Шувалова. Но он переживет.