Сегодняшняя Европа может быть медлительна, неповоротлива и не испытывать ни малейшего желания лишний раз куда-то влезать. Ее лидеры могут быть готовы отдать России хоть пол-Украины, лишь бы ничего не менять, лишь бы не брать на себя ответственных решений. Но все-таки полностью проигнорировать украинские события они не могли себе позволить. Европейцам пришлось серьезно поменять как минимум оборонную политику. И уже сейчас более-менее понятно, какой она теперь будет: как лет тридцать назад, Европа снова будет вооружаться против России. Вооружаться через силу, во многом против собственной воли, но неуклонно, подгоняемая требованиями вновь воспрявшего НАТО и криками перепуганных государств Восточной Европы. 

Американская копеечка

Главными энтузиастами идеи о том, что теперь, после украинских событий, Европе срочно необходимо вооружаться и модернизировать свои армии, оказались Соединенные Штаты. Что вполне естественно для крупнейшего в мире производителя и экспортера оружия и связанных с ним технологий. Для большей убедительности таких призывов сам президент Обама не поленился лично приехать в Старый Свет с визитом и подать европейцам пример. В начале июня в Варшаве он объявил, что ради безопасности Европы американцам ничего не жалко, поэтому он не поскупится и попросит конгресс США выделить на оборонные нужды европейцев целый дополнительный миллиард долларов американских бюджетных денег. 

Конечно, словосочетание «миллиард долларов» звучит довольно эффектно, особенно если произносить его перед лидерами небогатых государств Восточной Европы, но в реальности это обещание больше похоже на издевательство. Годовой военный бюджет США колеблется в районе $700 млрд, в такой горе долларов этот дополнительный миллиард и не отыщешь – курсовые разницы съедят больше. 

Один отдельно взятый Египет при Мубараке получал от США на борьбу со своими исламистами полтора миллиарда долларов военной помощи ежегодно, а тут на всю Европу, готовящуюся противостоять целой России, – всего один миллиард. И тот при условии, что конгресс одобрит и ничего там не урежет. Так что оборонительный подарок Обамы европейцам скорее следует толковать как довольно прямое сообщение о том, что США будут очень рады поучаствовать в новом противостоянии с Россией, но только своим оружием, войсками и базами. А вот оплачивать американскую защиту Европы от новых угроз придется уже самим европейцам. 

Балтийские тигры

К счастью для Вашингтона, в сегодняшней Европе, особенно в ее восточной части, хватает государств, которые уже успели с радостью принять американское предложение. Российская активность на Украине напугала их достаточно сильно, чтобы они забыли про кризис и режим жесткой экономии и бросились покупать бронетранспортеры на последнее. 

Самую масштабную модернизацию своих вооруженных сил затеяла Эстония. В отличие от других безответственных стран Европы эстонцы никогда не расслаблялись и не теряли веры в серьезность российской угрозы, поэтому расходы на оборону у них почти никогда не падали ниже положенных в НАТО 2% ВВП. Сейчас они уже вернули все на положенный уровень и стали для руководства НАТО любимым примером, который те приводят всем остальным европейцам для подражания. 

Для того чтобы внести достойный вклад в коллективную оборону Европы от российского реваншизма, в ближайшие десять лет Эстония обязалась увеличить свои оборонные расходы почти на треть в реальном выражении. Численность эстонских вооруженных сил вырастет с 22 500 до 30 тысяч человек. Также эстонцы собираются закупить у США противотанковые ракетные комплексы Javelin, а у Голландии – 44 списанных там бронетранспортера CV9035. Наконец, в ускоренном темпе, еще до конца этого года Эстония хочет открыть у себя новую авиабазу НАТО в Эмари, под Таллином. 

Другим, более бедным странам Прибалтики сложно поспевать за темпами образцовой Эстонии, но они стараются. Парламентские партии Литвы коллективно покаялись в том, что из-за кризиса они безответственно позволили военным расходам страны упасть ниже 1% ВВП, и заключили межпартийное соглашение, обязавшись вернуть их обратно к 2% к 2020 году. В качестве первого шага они уже выделили на оборону дополнительные $60 млн, которые в основном пойдут на закупку у Польши ПЗРК GROM. Также литовский сейм принял закон, позволяющий неравнодушным гражданам страны делать добровольные пожертвования на модернизацию литовской армии. А сейчас там обсуждается новый специальный налог на укрепление обороноспособности, который, по мнению многих литовских политиков, необходимо ввести из-за тяжелой международной ситуации. 

Правительство Латвии, самой бедной из прибалтийских республик, поначалу не оценило серьезность происходящего на Украине и попыталось уклониться от новых военных расходов. Но общественное мнение оказалось сильнее. Большинство прибалтов боится русских танков гораздо сильнее, чем сокращения пенсий или закрытия больниц, поэтому латвийский военный бюджет в ближайший год тоже вырастет на дополнительные $40–50 млн.

Щит, щит, щит

Однако при всей своей щедрости и военной самоотверженности государства Прибалтики слишком малы и бедны, чтобы сколько-нибудь серьезно повысить оборонительный потенциал Европы. Для этого нужны страны пускай не менее бедные, но хотя бы значительно более населенные. Например, Румыния, которая лучше других знает про проблемы братской Молдавии с Приднестровьем и поэтому тоже спешно вооружается. 

Даже затяжные переговоры с МВФ о новом кредите на 4 млрд евро не помешали румынскому правительству выкроить минутку, чтобы объявить о том, что они готовы выделить на военные расходы дополнительные $210 млн и списать местным оборонным предприятиям долгов еще на $310 млн. Вернуть военный бюджет к положенным в НАТО 2% ВВП румыны обещают уже к 2017 году. 

Кроме того, количество американских военных, размещенных на базе НАТО на румынском побережье Черного моря, увеличат в полтора раза, с 1000 до 1600 человек. А в следующем году должно закончиться строительство элементов новой американской ПРО: недалеко от румынского города Девеселу будут размещены ракеты-перехватчики СМ-3, радар и база на 500 военных. 

Еще более весомый вклад в усиление европейской обороны обещает внести Польша. Поляки относятся к вопросам своей боеспособности почти так же трепетно, как эстонцы. В Польше даже действует специальный закон, прямо обязывающий правительство выделять на оборону не менее 1,95% ВВП. Кабинет Дональда Туска несколько лет бился над тем, чтобы снизить этот почти рекордный для Европы уровень, но министрам не давали это сделать польские президенты: сначала Качиньский, одержимый российской угрозой, потом Коморовский, который в прошлом был министром обороны и оброс на этом посту соответствующими связями.  

После Крыма и Донбасса все разговоры о сокращениях закончились. Наоборот, было решено приподнять планку военных расходов еще немного – до 2% ВВП, что в случае государства масштабов Польши означает гораздо более серьезное прибавление, чем все щедроты Прибалтики, вместе взятые. В деньгах дополнительные 0,05% польского ВВП составят около $270 млн. Всего же в ближайшие десять лет Польша планирует потратить около $46 млрд на модернизацию своей армии, и главным проектом здесь должно стать строительство масштабной системы противовоздушной обороны «Висла» ценой $8 млрд. За этот подряд сейчас конкурируют американская Raytheon и западноевропейская Eurosam.

За немецкие 2%

Тем не менее новые военные обязательства стран Восточной Европы – это вполне серьезные деньги для них самих, но вот в масштабах всей Европы – не особо. Даже если сложить их все вместе, то все равно в итоге получится сумма меньше, чем дополнительный миллиард, обещанный США. По-настоящему серьезные деньги крутятся в бюджетах государств Западной Европы, а там с ростом военных расходов гораздо сложнее. 

От безнадежно завязшей в долговом кризисе Южной Европы ожидать чего-то в этой области бессмысленно. Для них Россия – не угроза, а турпоток, поэтому они упорно продолжают резать военные расходы, несмотря на Крым, Донбасс и упреки НАТО. 

Во Франции ситуация тоже не принципиально лучше. Там сокращения военных расходов достигли таких масштабов, что месяц назад командующие всеми родами французских войск пригрозили синхронно уйти в отставку, если правительство Франции попробует отрезать от оборонного бюджета еще что-нибудь. 

Великобритания и так выделяет на оборону гораздо больше, чем требуется по правилам НАТО, и принципиальных изменений в этой области не планирует. Швеция пообещала увеличить свои военные расходы на внушительные $835 млн в год. Но у шведов есть собственный, довольно продвинутый ВПК, поэтому эти дополнительные миллионы вряд ли пойдут на то, чтобы покупать у старых стран НАТО списанные бронетранспортеры. 

Так что главным потенциальным инвестором в укрепление европейской обороны американским оружием оказывается Германия. Денацифицированные до полнейшего пацифизма немцы не выполняют своих финансовых обязательств перед НАТО уже лет двадцать. С начала 1990-х годов доля их расходов на оборону в ВВП неуклонно снижается и сейчас находится где-то на уровне 1,4% ВВП, хотя по натовским нормативам положено не меньше 2% ВВП. А в случае Германии эта разница в 0,6% ВВП в деньгах равняется примерно $20 млрд, так что есть о чем вести переговоры. 

Пока немецкое правительство изо всех сил уклоняется от вопросов об укреплении обороны Европы. В июне министр обороны Германии заявила, что Россия, конечно, серьезно подорвала доверие к себе, но все-таки надо учитывать, что Украина – не входит в НАТО. А те страны, что входят, и так, по мнению министра, защищены лучше некуда. Поэтому нет никакой необходимости в размещении новых войск и открытии новых баз в Восточной Европе. Германия и без того делает более чем достаточно для защиты своих восточных союзников: например, она послала целых 50 человек дополнительных военных на международную базу в польском Щецине – теперь будет кому постоять за польскую независимость. А выделять дополнительные деньги на военные расходы немецкому правительству не позволяют европейский кризис, борьба с бюджетным дефицитом и общественное мнение. 

Вопрос в том, как долго немцам удастся сохранять эту позицию под давлением своих союзников по НАТО. Свои обязательства перед альянсом они действительно недовыполняют. Ссылки на европейский кризис в случае непрерывно растущей немецкой экономики звучат совершенно неубедительно. А главное, США неслучайно так активно стимулируют государства Восточной Европы выделять побольше на оборону. Пускай там все равно получаются копейки – гораздо важнее, что лидеры этих стран потом приедут на саммиты НАТО и будут трясти своими военными чеками перед носами немцев, возмущаясь, что они, мол, последнее отдают на защиту от русской угрозы, а пухнущим от денег немцам жалко подкинуть несколько лишних долей процента от ВВП на коллективную оборону Европы. 

Ведь одно дело – игнорировать норму в 2% ВВП на оборону, когда вместе с Германией также поступают почти все остальные страны НАТО, и совсем другое – когда к этим 2% подгонят полтора десятка стран Восточной и Северной Европы, а Германия останется среди трех-четырех отлынивающих, типа Португалии и Италии. Тогда у немцев уже вряд ли получится объяснить своим соседям, почему их богатство – оно только их, и они совершенно не обязаны разбрасываться им, чтобы с помощью американского оружия коллективно защитить поляков и эстонцев от их фантазий о русском реваншизме.