Противостояние с Западом ведет не только к оттоку капитала из России, но и к исходу лучших умов из финансовой и технологической сфер. На фоне того, что санкции ограничивают доступ к иностранным рынкам капитала, а правительство усиливает контроль внутри границ, все больше предпринимателей и инвесторов ищут, куда податься, пишет Bloomberg.

«Артем Кулижников, основатель стартапа для музыкантов, пакует чемоданы и собирается покинуть Москву в декабре. Он направится в Дубай или Сингапур, где, по его мнению, ему лучше удастся обеспечить финансирование для компании», – сообщает издание.

По словам Кулижникова, бывшего аналитика инвестфирмы «Алор-СПб», российские венчурные фонды хотят инвестировать именно в Россию, поэтому строить международный бизнес тут тяжело. За первые 8 месяцев 2014 года, согласно Росстату, из страны эмигрировали 203,6 тысячи человек – больше, чем за любой год под властью Владимира Путина. Среди них, напоминает Bloomberg, основатель «ВКонтакте» Павел Дуров; кроме того, из России в Литву переехал разработчик игр Game Insight, а из Москвы на Кипр переместился головной офис (15 человек) анимационной студии Toonbox.

Венчурные инвестиции в России действительно упали, пишет Bloomberg со ссылкой на российскую инвесткомпанию Rye, Man & Gor Securities и ресурс East-West Digital News: во втором квартале этого года они снизились на 9% до $127 млн; из-за того, что иностранные инвестиции избегают России, 39% вложений здесь приходится на государственный Фонд развития интернет-инициатив.

Среди организаций, сокративших или свернувших деятельность в РФ, – Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Tiger Global Management и Bessemer Venture Partners. Инвестирующая по всему миру Bessemer, которая два года назад обещала выделить на проекты в «Сколково» $20 млн, так ничего и не вложила.

«Геополитическая обстановка поднимает барьеры того, что может считаться интересной инвестицией в Россию», – заявил партнер компании Брайан Фейнштейн, который еще год назад прекратил ездить в Россию за неимением инвестиционных проектов.

То, что конкуренция среди желающих вложиться снижается, подтверждает управляющий партнер венчурного фонда «Лайф.среда» Владислав Солодкий. По его словам, свои позиции закрывают многие фонды, причем не только иностранные, но и российские, если они зависят от денег из-за рубежа. Из $100 млн, которые его компания собирается инвестировать в мобильные и финансовые онлайн-технологии, только 10% уйдут в Россию, остальные – в США.

«Во время кризиса или неопределенности всегда происходит спад притока венчурного капитала, комментирует управляющий фонда Vestor.In Partners Павел Черкашин. – В России, на Украине и в Белоруссии есть люди с массой технических навыков и нехваткой опций. Разумеется, они хотят выбраться».