Озеро Балхаш. Фото: NASA
После катастрофы, приключившейся с Аральским морем, самым крупным внутренним водоемом на территории азиатских республик бывшего СССР (не считая Каспия) стало озеро Балхаш, расположенное в Казахстане. Но и ему, по прогнозу экологов, жить осталось недолго. И если Арал усыхал 40 лет, то Балхаш может превратиться в сеть разрозненных прудов всего за 5–6 лет. Причина тут все та же, что погубила Аральское море, – неконтролируемый забор воды.
Соленые и пресные 600 километров
Площадь Балхаша 16 тысяч квадратных километров (15-е место среди всех озер мира). Уникальность озера, растянувшего с востока на запад на 600 километров, заключается в том, что вода в его западной части – пресная, а в восточной – соленая. По сути, Балхаш представляет собой два водоема, которые соединяются узким и неглубоким, около 5–6 метров, проливом Узынарал. В западную часть озера, более мелкую, впадает река Или, которая дает около 75 процентов всего притока воды в Балхаш. Пресная вода легче соленой и находится на поверхности озера, она перетекает в восточную часть, где испаряется. А соленая вода не может перетечь в западную часть, потому что находится ниже глубины пролива.
В Или-Балхашском бассейне проживает около пятой части всего населения Казахстана (свыше трех миллионов человек), здесь расположен крупнейший город республики – полуторамиллионная Алма-Ата. В регионе сосредоточена и пятая часть промышленного потенциала страны, а от полноводности Или зависит работа энергосистемы всего юго-восточного Казахстана.
Проблемы у Балхаша начались в конце 70-х годов прошлого века, после строительства на реке Или Капчагайского водохранилища, которое по замыслу советских властей должно было позволить ввести в сельхозоборот 400 тысяч гектаров новых земель. Но сооружение плотины и наполнение водохранилища одновременно привели к снижению уровня воды в озере и повышению ее солености. Многие озера в дельте Или превратились в солончаки, резко уменьшилось количество рыбы.
Вид на город и озеро Балхаш, 1979 год. Фото: ТАСС
Сейчас уровень воды в озере, постепенно падавший в течение последних лет, остановился на отметке 341 метр. Дальнейшее падение уровня воды (ниже 337 метров над уровнем моря) приведет к высыханию пролива Узынарал, что будет означать постепенное исчезновение восточного Балхаша и превращение его в соляную пустыню наподобие Аралкума. В результате, по прогнозам экологов, будет разрушена вся речная система юго-восточного Казахстана, пылевые бури достигнут верхних предгорий Алатау, ледники которого начнут таять и накроют селями Алма-Ату.
Китайцам нужнее
Если бы дело было только в Капчагайском водохранилище, то власти Казахстана, думается, нашли бы решение и спасли уникальное озеро. Но к сожалению, от них нынче мало что зависит, так как значительная часть вод Или не достигает Балхаша по вине соседей – китайцев. Истоки Или находятся в горах Тянь-Шаня на китайской территории, и на КНР приходится более 40 процентов протяженности реки (около 600 километров), а также 80 процентов ее стока.
В 2000 году Пекин утвердил стратегию масштабного освоения Западного Китая – Синьцзяня. И если в период 2000–2002 годовые темпы экономического роста в регионе находились на уровне 8%, то уже в 2006–2009 годах они достигли почти 12%. Население Синьцзяня с 2000 по 2010 год увеличилось почти на четыре миллиона человек, в основном за счет миграции сюда китайцев из других регионов страны.
Для того чтобы обеспечить водой промышленные мощности, сельхозугодья (посевные площади в регионе планируется довести до 600 тысяч гектаров в 2015 году) и растущее население этого крайне засушливого региона, Китай реализовал и продолжает реализовывать в бассейне реки Или десятки проектов, включая строительство гидротехнических станций. По данным на 2012 год, на Или Китай осваивал 13 водохранилищ и 59 гидроэнергетических установок, забирая у Казахстана ежегодно около пятнадцати кубических километров воды. Сейчас Китай строит канал от Или до западной части пустынной Таримской впадины, которую в Казахстане окрестили «бездонной бочкой и засушливым ужасом Центральной Азии». При этом китайские власти в большинстве случаев не считают нужным делиться с соседями своими планами по водоотбору.
По оценкам экспертов, реализация всех китайских проектов приведет к тому, что к 2050 году сток реки Или в Казахстане уменьшится на 40 процентов, что катастрофически скажется на состоянии Балхаша. Не стоит забывать и о качестве речной воды, куда с каждым годом попадает все больше отходов с китайских промышленных предприятий, в основном нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих.
Спасти казахскую ондатру
В 2001 году Казахстан и Китай заключили двусторонний договор о рациональном использовании трансграничных рек, однако документ к настоящему моменту устарел и не соответствует международным нормам режима трансграничного водопользования. В 2007 году Астана предложила Пекину льготный десятилетний контракт на поставки продовольствия в КНР в обмен на увеличение объема стока трансграничных рек (Или и Иртыша), но китайцы от него отказались.
По сути, деградация Балхаша и его главной питательной артерии уже идет полным ходом. После возведения Капчагайской плотины в пойме Или был практически полностью уничтожен ондатровый (этого зверька завезли сюда из Канады в 40-е годы прошлого века) промысел, дававший до одного миллиона шкурок в год, резко сократился рыбный промысел, хотя перед развалом СССР Балхаш давал половину от улова сазана по всей стране.
Заводы на озере Балхаш. Фото: flickr.com
Всего, по различным оценкам, с 1941 по 2001 год общий улов рыбы на Балхаше – из-за загрязнения, опустынивания и засоленности устья – сократился на 80 процентов. Хотя в советские времена улов рыбы на Балхаше в отдельные годы достигал 17 тысяч тонн – по этому показателю он превосходил все другие озера СССР, например, тот же Байкал – в два раза.
Пока договориться с Китаем и решить вопрос с Капчагайской плотиной не удается, власти Казахстана, поднаторевшие в деле спасения Северного Арала, изыскивают другие способы поддержать жизнь в Балхаше. В начале ноября было завершено сооружение нового дренажного канала, через который в озеро будут поступать воды реки Каратал (около 20 процентов стока в Балхаш). Ранее из-за размыва русла река терялась в песках и болотах.
Тем не менее пока все эти усилия носят локальный характер, и без вмешательства международного сообщества, которое могло бы каким-то образом повлиять на водные аппетиты Китая, трудно говорить о предотвращении приближающейся катастрофы.