Жители города во время митинга у здания областной прокуратуры с требованием о выдаче российского военнослужащего В.Пермякова. Фото: Reuters

Пока вся прогрессивная российская общественность ревностно следила за ростом курса валюты и рассматривала замысловатые карикатуры «Шарли Эбдо», в Армении произошла трагедия по праву достойная внимания россиян. Возможно, именно поэтому официальные СМИ в России о ней и молчат. 

Страшная беда произошла в армянском городе Гюмри. 12 января солдат-срочник Валерий Пермяков, покинув с автоматом территорию 102-й российской военной базы, проник в дом семьи Аветисян и расстрелял всех ее членов, в том числе двухгодовалого ребенка. Семимесячный малыш чудом выжил и доставлен в реанимацию. В доме нашли военную обувь, одежду и оружие военнослужащего. На обуви была надпись с его фамилией – Пермяков. Самого Пермякова через сутки задержали российские пограничники неподалеку от границы с Турцией и снова передали командованию 102-й военной базы. Было решено, что это дело будет рассматривать российская сторона. Кем было решено, не сообщается. Предположительно, российской стороной, которая по привычке решает такие вопросы, не советуясь с теми, кого называет дружественной страной и союзником на Кавказе. Сам Пермяков сознался в совершенном преступлении. По его словам, в дом семьи Аветисян он пробрался потому, что ему захотелось пить. О том, каким образом желание попить воды обернулось расстрелом мирно спящей семьи, Пермяков не рассказывает. А может и рассказывает, но своему командиру. Поэтому мы с вами ничего не узнаем. Такое впечатление, что российские солдаты вечно полуголодны и это в порядке вещей. И если кому-то захочется попить или поесть, можно смело стучаться в любую дверь и ему дадут хлеб и воду. А ведь, действительно, давали. Но Армения, она небольшая. И убивают на ее скромных просторах мало. Это такая страна, где, кроме столицы, люди не запирают ворота и двери на ночь. И жители Гюмри, по всей видимости, не думали, что бояться нужно тех, кто приглашен их защищать. Правда, сейчас многие позаботятся о том, чтобы двери их дома были надежно заперты. Вдруг заглянут вежливые люди попить воды.

Страшное преступление вызвало шок в Армении. И в первую очередь все говорят о национальной принадлежности подозреваемого. Конечно, и здесь знают фразу, что у преступления нет национальности. Но помнят и про бунт в городе Пугачеве, началом которого стало убийство бывшего десантника чеченским подростком, когда сотни жителей потребовали выселить из города чеченцев. Выселить всех чеченцев. Погромы в Бирюлево с требованиями найти убийцу Егора Щербакова (судя по камерам видеонаблюдения — неславянской внешности). И, наконец, резонансное ДТП под Подольском с водителем армянином, которого доставили в зал суда в женском халате, все еще свежо в памяти всех в Армении. Тогда самые популярные ток-шоу на российских телеканалах обсуждали эту трагедию, и почти все заголовки в СМИ начинались со слов «водитель армянин», «армянский убийца» и т.д. А на родине виновника, в Армении, не без основания считали, что столь серьезное внимание к трагедии объяснялось не только большим количеством жертв, но и тем, что за рулем злосчастного грузового автомобиля находился армянин, кавказец. И ведь нельзя сказать, что ошибались. О выдаче гражданина Армении армянской стороне тогда несколько побаивались даже говорить вслух. Знали, что не выдадут. И не выдали, разумеется.

Но что мы видим сейчас? Российский солдат сбежал с караула, совершил чудовищное преступление и обратно возвращен в военную часть. У командования 102-й военной базы и у армянской общественности оказались диаметрально противоположные представления о справедливости и законности. Российская сторона вроде бы склоняется к тому, чтобы следствие велось в Армении, поскольку преступление произошло на территории республики, но не хочет выдавать преступника правоохранительным органам страны. Ну а власти Армении будут «следить за тем, чтобы виновный был наказан в соответствии с законом». Предполагается, что после такого «широкого жеста» армянская общественность должна низко кланяться и благодарить русских товарищей за проявленное благородство, а также за понимание и помощь. Однако такие отношения называются не союзническими, а колониальными. 

Российские СМИ не чтобы совсем молчат, но и не афишируют трагедию в Гюмри. Главные ток-шоу страны, где привыкли обсуждать невыдуманные истории, по каким-то причинам считают, что тут говорить не о чем. Первый канал передает новости о причинах нештатной ситуации в американском сегменте МКС, про очередное ЧП со стрельбой на улицах США (эта новость греет душу многих россиян), про новый шпионский скандал в Германии и ни одного слова об ужасном преступлении, совершенном российским военнослужащим. Пока только некоторые электронные СМИ поместили пару абзацев в хронику где-то между новостями о юбилее Максима Дунаевского и про обряд отпевания певицы Образцовой в московском храме Христа Спасителя. 

В Армении тоже громко возмущаются не все. Кто-то просто не может себе позволить перечить российским военным. А кто-то, связанный по рукам и ногам «тесной дружбой», «культурной составляющей», «исторической общностью» призывает не портить российско-армянские отношения. «Сегодня неуместно политизировать это и искать ухудшения наших отношений, так как наши отношения с Российской Федерацией находятся на довольно высоком политическом уровне. Также на очень высоком уровне находится наше военное сотрудничество», – говорит министр обороны Армении. Но если российско-армянские отношения действительно на таком высоком уровне, как уверяет нас министр, почему бы Российской Федерации не извиниться официально и не начать более открытое расследование, не обещать провести в Армении гласный процесс — как этого требует закон и высокие отношения? 

Жители города во время митинга у здания областной прокуратуры с требованием о выдаче российского военнослужащего В. Пермякова. Фото: ИТАР-ТАСС/AP

Тысячи граждан Армении задаются тем же вопросом и выходят на улицы с требованием передать Пермякова армянским правоохранительным органам. У посольства России в Ереване проходят акции протеста, в самом Гюмри не утихают общественные волнения. Люди требуют справедливого суда над всеми виновными в соответствии с законом страны, на территории которой было совершено преступление. Ситуация в городе накаляется. В Гюмри съезжаются активисты из Еревана и других городов. Многочисленные демонстранты, собравшиеся у консульства России в Гюмри, пытались прорвать цепь полицейских у консульства, забрасывая стражей порядка камнями и бутылками. В столкновениях между полицейскими и демонстрантами пострадало 12 человек. Демонстранты потребовали показать Пермякова, чтобы удостовериться, что солдат находится на территории республики. В конце концов на территорию базы впустили одного армянского депутата и одного активиста и запретили видеосъемку. Если бы не двухмиллионная армянская диаспора в России, из Гюмри поступали бы совсем дурные новости. И российская сторона эксплуатирует этот факт, как решающий аргумент. Все это понимают.

Стремясь спрятать или потихоньку отмыть заляпанный мундир своего солдата российская сторона пачкает его все больше и больше.