МОСКВА (Рейтер) – Специалист по слияниям и поглощениям Виталий Савельев, который возглавлял переговоры о покупке АФК «Системой» индийской телекоммуникационной компании Shyam, снова готов заняться сделками M&A, но теперь уже во главе национального авиаперевозчика «Аэрофлота». «Мы готовы к любым M&A сделкам, сращиванию, поглощению, – сказал он в интервью Рейтер, отвечая на вопрос о возможности объединения «Аэрофлота» с «Сибирью». – Проблема в том, что надо просто определяться, насколько это выгодно». В течение 2008 года активно обсуждалась идея объединения «Сибири» и «Аэрофлота» на фоне переговоров о продаже акций «Сибири» владельцу 30 процентов акций «Аэрофлота» Александру Лебедеву. Но тогдашний финдиректор «Аэрофлота» Михаил Полубояринов в декабре заявил, что «Аэрофлот» отказался от переговоров после оценки финансового состояния «Сибири». Сейчас покупка «Сибири» в «Аэрофлоте» не обсуждается, говорит Савельев. «Сибирь» пока себя не выставляла на продажу, мы пока ее не оценивали, если «Сибирь» будет готова это обсуждать, то речь будет идти не о слиянии с «Аэрофлотом», потому что у государства вряд ли есть необходимость потерять контрольный пакет». Но если «Сибирь» сделает предложение, то его стоит обсудить, считает Савельев. «Купить или поглотить – это вопрос обсуждения, если такой вопрос встанет на повестке дня, то мы безусловно будем его рассматривать, – сказал он. – Нам это интересно, почему нет?». Чтобы быть готовыми к сделкам поглощения, «Аэрофлот» старается не наращивать долг: сейчас «Аэрофлот» абсолютно надежен как заемщик, говорит Савельев. По его словам, отношение долга к EBITDA у компании меньше единицы. «У нас нет проблем поднять кредиты в любом количестве для компании «Аэрофлот», просто мы этим не пользуемся, ковенанту эту бережем». Заимствования можно будет увеличить, «если будет что купить». Долг по кредитам и займам «Аэрофлота» согласно отчету МСФО за 2008 год составлял $736,5 миллиона, а EBITDA – $498 миллионов (1,4 EBITDA). В КАЛИНИНГРАД Пока же «Аэрофлот» надеется расширить географию полетов за счет маршрутной сети калининградской авиакомпании «КД Авиа», у которой 14 сентября был отозван сертификат эксплуатанта. Из 9300 пассажиров «КД Авиа», которых перевезли российские авиакомпании по просьбе Росавиации с момента прекращения ее полетов, 7500 перевез «Аэрофлот», рассказал Савельев. По его словам, сейчас «Аэрофлот» открывает в Калининграде филиал и намерен закрыть основные маршруты «КД Авиа» своими самолетами. «У нас машин достаточно», – сказал он. В течение месяца на совет директоров «Аэрофлота» будет вынесена концепция развития калининградского филиала, но пока «Аэрофлот» может закрыть не все направления, поскольку для международных полетов нужно будет менять межправительственные соглашения. ЕВРОПЕЙСКИЕ ПОКУПКИ НЕ ИНТЕРЕСНЫ Помочь освоить международные направления «Аэрофлоту» может помочь немецкая авиакомпания Лебедева Blue Wings, в которой он владеет 49 процентов акций. С ней, по словам Савельева, могут быть заключены код-шеринговые соглашения. Вопрос о покупке акций Blue Wings, принадлежащих Лебедеву, за 1 евро, уже не стоит. «Александр Евгеньевич, мне кажется, этот вопрос снял». Впрочем, европейские авиакомпании Савельева в качестве объекта поглощения не интересуют: «Я не вижу перспектив для «Аэрофлота» пойти в Европу», – сказал он. – «Аэрофлот» там никто не ждет». Кроме того, Савельев считает, что покупать неконтрольный пакет акций европейского перевозчика не имеет смысла. Это «портфельная инвестиция», которая не дает акционеру практически никаких прав. Предыдущий менеджмент «Аэрофлота» во главе с Валерием Окуловым активно интересовался европейскими активами, пытался участвовать в конкурсах на покупку 39,9 процента итальянской Alitalia, 41,6 процента австрийской Austrian Airlines, пакета в сербской JAT и чешской CSA Czech Airlines, но либо отказывался от покупки сам, либо выбывал из конкурса. (Глеб Столяров. Редактор Антон Зверев)