Управляющие не стали ждать вступления в силу закона об инфраструктурных облигациях и предложили свой вариант бондов, доходность по которым всегда гарантированно выше инфляции. УК «Лидер» планирует выпустить облигации, доходность которых будет приравнена к официальному показателю инфляции плюс половина процентного роста ВВП за предыдущий год. Например, в 2009 году доходность таких бумаг составила бы 13,3% плюс 3% – итого, 16,3%. Правда, супердоходов держатели бондов не получат – доходность ограничена сверху планкой в 18%.

Облигации с доходностью, привязанной к макроэкономическим показателям, 

в первую очередь, предназначены для НПФ «Газфонд»

 
Прямая речь

«Облигации для финансирования инфраструктурных проектов защищены от инфляции»

Директор по инвестициям УК «Лидер» Сергей Кербер

о финансировании инфраструктурных облигаций:

Понятно, что основной наш клиент – НПФ «Газфонд», но интерес к облигациям проявляют и другие НПФ. Думаю, что эти облигации будут интересны и остальным финансовым институтом. 

При этом мы не позиционируем эти бумаги как инфраструктурные облигации. Это традиционные облигации, предназначенные для реализации инфраструктурных проектов. И я думаю, что они будут достаточно востребованы на рынке, поскольку защищены от инфляции, доходны, и по ожиданиям экспертов, маловолатильны. Доходность по ним будет формироваться следующим образом: величина инфляции плюс либо какая-то фиксированная доходность, либо – доходность, привязанная к темпам роста валового продукта.

Объем средств, который можно потенциально привлечь на рынке, по нашим оценкам – порядка 100 – 200 млрд рублей. Об инвестиционной емкости наших проектов пока ничего сказать не могу, это будет зависеть от того, как они будут реализовываться. Думаю, что в 2010 году мы сможем привлечь порядка 10 млрд рублей.

 
, за счет средств которого УК «Лидер» планирует профинансировать ряд инфраструктурных проектов. В частности, строительство нового выезда с трассы Москва – Минск на МКАД стоимостью более 25 млрд рублей. Облигации для этого проекта планируется выпустить уже в апреле следующего года. Это – самый близкий к реализации проект «Лидера», три остальных пока в разработке: строительство и модернизация промышленных и коммунальных котельных с гарантированным сбытом, строительство мусороперерабатывающего комплекса (более 2 млрд рублей, включая модернизацию и строительство физкультурно-оздоровительных комплексов в регионах – всего 24 комплекса с общим объемом инвестиций 8,4 млрд рублей).

Впрочем, «Лидер» готов продать бумаги и другим пенсионным фондам. Директор по инвестициям «Лидера» Сергей Кербер считает, что удастся разместить бумаги на 100 – 200 млрд рублей, из них на 10 млрд рублей – уже в 2010 году. Ожидания вполне реалистичные, если сопоставить их с возможностями одного только «Газфонда». В настоящее время совокупный объем пенсионных резервов и накоплений НПФ превышает полтриллиона рублей (почти половина этих денег, 240 млрд рублей, это средства самого «Газфонда») . Вкладывать их особо некуда. Гособлигации и банковские депозиты имеют отрицательную доходность – проценты по ним ниже инфляции, а корпоративные облигации слишком рискованны, учитывая волну дефолтов последнего времени.

Российских управляющих вдохновляет опыт западных стран, где доля вложений в инфраструктурные проекты в портфелях пенсионных фондов составляет 10 – 23% стоимости активов. В России есть под что выпускать такие бумаги: по оценкам Минэкономразвития, совокупный объем вложений в инфраструктуру РФ к 2020 году составит более $1 трлн. Правительство приняло программу выделения прямых и косвенных государственных гарантий на инфраструктурные проекты. Собственно, вопрос госгарантий важен для всех, кто собирается выпускать инфраструктурные бумаги. Руководитель инвестиционного комитета НАПФ Андрей Жуйков говорит, что

инвесторов, в первую очередь, волнует

 
Прямая речь

«Гарантии по облигациям обойдутся государству дороже, чем привлечение через ОФЗ»

Руководитель инвестиционного комитета НАПФ Андрей Жуйков
об инвестициях в инфраструктурные проекты:

Проекты «Лидера» не подразумевают выпуска инфраструктурных облигаций в том виде, в котором их представляет ФСФР в законе об инфраструктурных облигациях. Это, скорее, корпоративные облигации с некими гарантиями – российскими или региональными.
Сама идея красивая, но надо понимать, что инвесторы всегда осторожно относятся к такого рода новациям, с которыми им пока не приходилось сталкиваться на практике. Поэтому мне пока сложно оценить эти проекты. Прежде всего, надо понять, какими будут эти гарантии. Ведь совсем не факт, что они будут покрывать весь проект. Если гарантии России или региона будут 100%-ми, то инвесторы будут воспринимать эти облигации на уровне суверенного долга. Соответственно, облигации будут котироваться на рынке практически также, как и суверенные долговые бумаги – с премией, учитывающей налоги по проекту и риски. Если же гарантия не будет 100%-ной, то инвесторы внимательно будут смотреть на денежные потоки и пытаться понять насколько они будут именно такими, как представлены в проекте.
Если бы государство воспользовалось традиционными инструментами, скажем, привлекло деньги с помощью ОФЗ, а потом передало бы их региону на реализацию проекта, то это было бы дешевле и технически более просто, чем предоставление гарантий под проект. Однако если государство идет на это, то значит считает, что подобные схемы нужны, что оно намерено поощрять предпринимательскую инициативу на данном этапе.
 
, будут ли государство и те регионы, в которых проекты будут реализовываться, давать гарантии на всю стоимость проекта. Если будут, по качеству бумаги будут вполне сопоставимы с облигациями федеральных и муниципальных займов, и пенсионные фонды купят их. Если же гарантия будет лишь частичной, к бумагам сразу возникнут вопросы.