Кредитная оттепель | Не все одинаково полезны | Самое важное для банка

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player


Российская экономика поправляется, если судить по спросу на продукцию предприятий. Рассчитываемый ВТБ индекс менеджеров по снабжению указал на продолжение роста в сфере услуг он вырос за месяц 52,2 до 53,0 баллов. В промышленности спрос тоже восстанавливается. До августа, по опросам Института экономики переходного периода (ИЭПП), лишь около четверти предприятий были удовлетворены спросом на свою продукцию, а в последние два месяца таких уже треть.
Можно было бы ожидать, что отрасли и предприятия, продукция которых нашла устойчивый спрос, быстро станут привлекательными для инвестиций и кредитования, а значит, станут расти еще быстрее. Это, однако, не так. Банки руководствуются совсем другой логикой и вовсе не спешат поливать «зеленые ростки» кредитными деньгами.
КРЕДИТНАЯ ОТТЕПЕЛЬ
По опросу ИЭПП, доля компаний, считающих доступность кредитов нормальной, выросла с 17% в конце 2008 г. до 41% в нынешнем сентябре. Это все еще в два раза ниже докризисного уровня, но уже гораздо лучше, чем еще несколько месяцев назад.
Центробанк обнадеживает и данными по стоимости кредита: по его последним данным, усредненная ставка по кредитам в России снизилась с 17,9% в январе до 14,9% в июле
Однако бизнесмены по-прежнему жалуются на недоступность кредитов. В последний цикл конъюнктурных опросов промышленных предприятий, проведенный в сентябре, эксперты ИЭПП впервые включили вопрос о ставках по кредитам, выдаваемым предприятиям. И получили результаты, радикально отличающиеся от данных ЦБ. Даже в сентябре, когда ситуация значительно улучшилась по сравнению с июлем, ставки по кредитам не опускаются ниже 15%. А для малых и средних предприятий (каких большинство) ставки составляют 2030%. (По оценкам «ОПОРы России»,   1824%).
Дмитрий Плеханов из Института комплексных стратегических исследований считает, что дело в том, что ЦБ подсчитывает данные по ставкам для экономики в целом, где большую часть выданных кредитов составляют деньги ВЭБа и Сбербанка, идущие на

помощь крупнейшим предприятиям

 
Прямая речь

«Малый и средний бизнес завязан на обслуживание госмонополий и крупного бизнеса»

Ведущий специалист отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований Дмитрий Плеханов

о кредитах для малых и средних предприятий:

Есть сектора, которые однозначно попадают в группу риска, – например, все что связано с недвижимостью. Но даже в таких целиком негативных отраслях есть отдельные компании, с которыми банки продолжают работать. По крупным предприятиям падение инвестиций составило 10%, а по мелким и средним – 30% и более. В то же время, увеличивается доля заемных средств финансировании деятельности. Из этого следует, что проблема доступности кредита острее стоит перед малыми и средними предприятиями.

Когда рынок рос, банки наоборот активно кредитовали малый и средний бизнес, то сейчас картина изменилась на противоположную. Даже по официальным данным ЦБ, сейчас ставки 15 – 16%, но в реальности они, конечно, выше, потому что [в расчет ЦБ включены] крупные кредиты, выдаваемые ВЭБом и Сбербанком крупным компаниям. А для малых компаний – 20 – 30%.

Размер предприятия влияет, скорее, не на доступность кредита, а на силу банка в переговорах, когда он выставляет свои условия. Малым и средним предприятиям практически невозможно повлиять на банки.

Улучшение ситуации с доступностью кредитов малым и средним компаниям будет происходить только после того, как решатся проблемы крупных компаний. Малый и средний бизнес (если не брать сферу услуг) завязан на обслуживание госмонополий и крупного бизнеса, а сфера услуг завязана на макроэкономическую ситуацию.
 
. Выдачу субординированных кредитов ВЭБу даже пришлось приостановить, так как выделенные на это средства закончились.
В ИЭПП ответы руководителей предприятий обрабатывали, взвешивая их по величине предприятий. Результат получился сколь нерадостный, столь и парадоксальный,доступность кредитов мало зависит от спроса на продукцию кредитуемых предприятий и прочих их экономических показателей.

НЕ ВСЕ ОДИНАКОВО ПОЛЕЗНЫ

Цветная металлургия стала сектором, который практически достиг предкризисных уровней доступности кредита, совершив головокружительный разворот от почти полной обеспеченности к катастрофической недостаточности и обратно: в июне 2008 года доступность кредитов здесь составляла 71%, в ноябре провалилась до 6%, а в сентябре выросла до 68%. Причем ставка для предприятий этого сектора составляет лишь 15,5% годовых. Лучшетолько в химической промышленности, а замыкает тройку лидеров по доступности кредита и низким ставкам черная металлургия .
У остальных дела идут много хуже.
Некоторые сектора экономики и вовсе до сих пор находятся в глубоком кредитном кризисе. В первую очередь, это легкая промышленность, производство стройматериалов и машиностроение с деревообработкой.
Чем объясняется такое распределение? Чем угодно, только не скоростью восстановления предприятий – она явно не является определяющим фактором. Если цветная металлургия по показателям удовлетворенности спросом на свою продукцию, согласно тем же опросам предприятий, действительно, показала себя лучше всех в сентябре (хотя еще в августе была только на третьем месте), то черная металлургия совсем не поражает своими экономическими показателями. По уровню спроса на продукцию этот сектор – среди самых отстающих, им удовлетворены лишь 12% предприятий.
Пищевая промышленность, которая была в лидерах по уровню спроса на свою продукцию и лучше всех держалась на плаву весь кризис, демонстрирует неплохой показатель доступности кредитов. «Пищевку» кредитуют, но под заметно более высокий процент, чем химическую промышленность (которая по темпам восстановления – лишь крепкий середнячок) или ту же черную металлургию. Можно было бы сказать, что дело в величине предприятий, но в результатах исследования ИЭПП это различие уже устранено.
САМОЕ ВАЖНОЕ ДЛЯ БАНКА
Если принимать во внимание другие важные для кредитора показатели – вроде уже имеющейся долговой нагрузки – то ситуация ясней не становится. К примеру, у пищевой промышленности такое же отношение прибыли к долгу за первое полугодие 2009 г., что и у металлургов (14,1%) и лишь немногим меньше, чем у нефтехимиков. Традиционно нелюбимая банкирами легкая промышленность имеет наименьшую доступность кредита и самые высокие ставки. При этом все показатели у нее лучше, чем, например, у деревообработки, и долговая нагрузка у нее куда легче: отношение прибыли к долгу у нее 1,84,3%, в зависимости от специализации предприятия, против минус 6,9% у обработки древесины.
Выходит, главная банковская тенденция сезона – выдавать кредиты не просто предприятиям покрупнее, а только тем из них, что хоть

как-то связаны с государством

 
Прямая речь

«Сейчас главный критерий – это не отрасль, а связь с государством»

Ведущий эксперт Института «Центр Развития» ГУ-ВШЭ Дмитрий Мирошниченко

об особенностях кризисного кредитования:

По сравнению с ситуацией десятилетней давности, когда банки очухались после кризиса 1998 года, и развернулась битва за клиента, и тоже был жуткий дефицит качественных заемщиков, то все вертелось вокруг нефтянки. Сейчас к этим сырьевым экспортным отраслям добавился мощнейший пласт бизнеса, связанного с государством, – государственный, полугосударственный, окологосударственный, пригосударственный. То есть такой, где есть хоть какие-то гарантии финансового потока.

Помимо гарантий финансового потока, там хотя бы чисто формально можно что-то получить в залог. Есть же существенная проблема с резервами. Например, такой популярный вид обеспечения [кредита], как товары в обороте, сейчас просто не действует, потому что ни у кого нет товаров в обороте, ведь сейчас [происходит] снижение товарных запасов в экономике, и в последнем прогнозе «Центра развития» эта проблема отражена.

Главное – это прогнозируемый и кажущийся прогнозируемым финансовый поток, учитывая то, что бюджет (прежде всего на региональном уровне) будут настигать проблемы. Если сейчас какие-то энергокомпании считаются надежными, и их можно кредитовать, то в следующем году (если начнутся неплатежи региональных бюджетов) ситуация может перевернуться.

Сейчас главный критерий – это не отрасль, а связь с государством. Пусть предприятие хоть из легкой промышленности, но предполагается, что ему сделает заказ Минобороны на обмундирование армии, то есть шанс, что предприятие расплатится. Процесс идет, скорее, по линии отказов в выдаче кредитов [неблагонадежным заемщикам], чем по линии игры с процентными ставками [установления сверхвысоких запретительных ставок для потенциально неблагонадежных заемщиков], потому что в нынешней ситуации предприятия как-то уже смирились с тем, что ставки высокие.

Кроме того, высокие ставки... Как свидетельствует наша история и ситуация годичной давности на Украине, когда там банковская система фактически рухнула – из 100 с лишним кредитовали только 3 – 4 банка, и, например, дочка российского «Альфа-банка» выставляла ставки по кредитам в 40 – 60% годовых, чтобы отсечь желающих взять кредит, но желающих все равно было много. Тогда желающим отказывали, потому что понятно: если бизнес берет кредит под такие ставки, то вряд ли он собирается этот кредит возвращать. Поэтому резоннее сразу же идти по первому пути, а не тратить ресурсы на двухстадийный процесс.
 
, пусть даже неформальноэто хоть как-то снижает риски. Даже у предприятия легкой промышленности, теоретически, все может быть хорошо с кредитом, если оно, например, имеет заказ от Минобороны на пошив формы. Но те же предприятия деревообработки в среднем гораздо чаще связаны с властями (пусть даже региональными), а потому имеют лучший доступ к кредиту. Не говоря уже о металлургах или нефтехимиках.
Тем же, кто с государством не связан никак ,
 
Прямая речь

«Не хотят даже обсуждать выдачу кредита»

Заведующий лабораторией конъюнктурных опросов Института экономики переходного периода Сергей Цухло
о выдаче кредитов:
Если малым и средним предприятиям кредиты предлагаются под 19%, то очень крупным – под 12 – 16%. Причина этого ясна: считается, что большие предприятия поддерживаются государством. Государство не будет банкротить какой-нибудь «Лукойл». Вот, недавно МТС получил 50 млрд руб, а, например, Стерлитамакский завод строительных машин сообщил мне, что им не дают кредит. Не ставку слишком высокую устанавливают, а просто не хотят даже обсуждать выдачу кредита.
 
о кредите, без обсуждения процентных ставок и всего прочего.
Так что «зеленым росткам» в России не стоит рассчитывать на банковскую поддержку. Если только они не выросли на государственной земле.