Просчеты Carrefour | Чиновники обманули | Он еще вернется | Сухим из воды

Когда Carrefour выходила на российский рынок, казалось, она просто растопчет местный ритейл. Недаром успешные проекты здесь – тот же «Перекресток», название которого – просто перевод слова Carrefour c французского, – строились с оглядкой на эту великую компанию, вторую по выручке розничную сеть в мире. Но вместо боя военных барабанов вышла цирковая дробь. Уже через три месяца после открытия первого магазина французская сеть покидает российский рынок, а ее местное подразделение продается. Официальная причина, которую привел Carrefour в опубликованной в четверг отчетности за III квартал 2009 г., – отсутствие перспектив, как для органического роста, так и для поглощений, а значит, для захвата лидирующих позиций. Французский офис компании на запрос Slon.ru ответил кратким «без комментариев». Неужели французов напугали наши чиновники, с подачи которых доля рынка в 25% в каком-либо регионе скоро обернется административным ограничением на развитие сети? Но ведь новый законопроект о торговле до сих пор не заставил свернуть бизнес в России ни Metro, ни Auchan. Более того, компании продолжают активно развиваться. Опрошенные Slon.ru ритейлеры все же склонны считать, что Carrefour допустила на старте много просчетов, которые привели к слабым результатам в России. А тут еще и кризис. ПРОСЧЕТЫ CARREFOUR Как рассказали Slon.ru в одной из сетей-конкурентов Carrefour, компания с самого начала выстроила неправильную ценовую политику. Работая в формате гипермаркета, она и цены должна была держать на уровне основных конкурентов. Но, несмотря на всю мощь глобальной сети, в России, в силу небольшого объема закупок, «продавить» поставщиков не получилось. Slon.ru делал два замера цен в московском гипермаркете в самом начале работы и через два месяца – и оба раза цены оказались существенно выше, чем у аналогичных Auchan или «Карусели». Так что паломничества покупателей не случилось. Еще один изъян – не самое удачное расположение объектов. В Москве гипермаркет находится довольно далеко от основных магистралей и в не очень густонаселенном районе. А в Краснодаре – и вовсе рядом с уже действующим Auchan. Учитывая, что с ценовой политикой Carrefour еще не разобралась, легко угадать, какой выбор сделали жители Краснодара. К тому же, компания так и не «пробила» в Москве лицензии на алкоголь, а значит, лишилась 15 – 17% возможных продаж. Такую долю выручки, по оценкам ритейлеров, обеспечивает им спиртное. ЧИНОВНИКИ ОБМАНУЛИ Отсутствие алкогольной лицензии само по себе – довольно красноречивое свидетельство того, насколько плохо Carrefour сумела разобраться в нашей действительности, сказал Slon.ru бизнесмен, помогающий ритейлерам решать сложные вопросы с чиновниками. Когда весной московское правительство проталкивало в столичную розницу молоко «Веселые каникулы» производства своей компании «Мосмедыньагропром», французы сразу же пошли мэрии навстречу. У Carrefour молоко находилось в приоритетной выкладке на отдельной палете и по самой низкой в городе цене. Строптивой Auchan, поговаривали на рынке, отказ от мэрского молока стоил алкогольной лицензии. Но и Carrefour ничего не приобрела: молоко продала, а лицензией так и не обзавелась. «Надо было им пожаловаться Саркози», – пошутил источник Slon.ru. По его словам, основная проблема была в менеджменте сети. Не тех набрали: менеджеры попытались действовать на нашем рынке слишком прямолинейно. Но все же это недостаточный повод, чтобы так резко уходить. ОН ЕЩЕ ВЕРНЕТСЯ Наш розничный рынок Carrefour мониторил еще до кризиса, а первые свои продажи увидел в самый его разгар. Плюс официальная статистика не радует: Росстат и так от месяца к месяцу фиксирует сжатие потребительских расходов. По мнению управляющего партнера Falcon Advisers Игоря Кованова,

решение французской сети в нынешнее время выглядит вполне логичным

 
Прямая речь

«Нынешний уход не означает, что они сюда не вернутся»

Управляющий Партнер Falcon Advisers Игорь Кованов
об уходе Carrefour из России:
Да у Carrefour и работает-то всего два объекта в России. Это такие мелочи. Так что все логично. Компания вполне оперативно отреагировала на проблемы с потребительским спросом и решила притормозить с развитием в России на ближайшие годы. Однако это отнюдь не означает, что через какое-то время, когда все восстановится, они сюда не вернутся. Не думаю, что их уход как-то может быть связан с попытками чиновников законодательно ограничить ритейлеров в развитии. Это всего лишь одно из правил игры местного рынка. А Carrefour работает практически во всем мире и с учетом различных региональных особенностей регулирования. К тому же этого закона отнюдь не боятся ни Auchan, ни Metro. А развиваются темпами в соответствии со своими потребностями, а не ограничениями чиновников.
 

. На падающем рынке нет смысла продолжать развитие. Но при этом, по мнению Кованова, ничто не мешает компании вернуться в нашу страну, когда все нормализуется. С ним согласен и глава ГК «Виктория» Николай Власенко:

если рассуждать с позиции глобальной компании

 
Прямая речь

«На российский бизнес Carrefour найдется немало покупателей»

Президент ГК «Виктория» Николай Власенко
об уходе Carrefour из России:
Это решение глобального офиса Carrefour и оно вполне соответствует стратегии развития компании на новых рынках. Ну, попробовали – не получилось. Все-таки, кризис, спрос невысокий, для эффективной ценовой политики слишком мало еще открыто объектов. От сделок по поглощению, они, поразмыслив, тоже решили отказаться. А почему так быстро решили свернуться? По всей видимости они решили не заходить далеко с экспансией, остановившись на том, что уже открыто. Думаю, что на их российский бизнес найдется немало покупателей. Все-таки, это не просто площади, но и технологии, обученный персонал. Для российского рынка и ритейлеров Carrefour – это компания с очень значительным авторитетом. Я предполагаю, что для продажи своего подразделения они объявят тендер. А поскольку, я уверен, желающих будет много, цены на этот актив могут быть очень высокими. Куда больше, чем они инвестировали сами.
 

, нет ничего страшного в том, чтобы постоянно перераспределять ресурсы в пользу наиболее перспективных регионов. Тем более, что CFO Carrefour Пьер Бушю (Pierre Bouchut) заявил во время вчерашнего конференц-колла, что из других стран компания уходить пока не собирается. СУХИМ ИЗ ВОДЫ По мнению Власенко, активы Carrefour в России быстро найдут покупателя. Эта сеть среди ритейлеров пользуется огромным авторитетом, а получить сразу не только площади, но и персонал, технологии захотят многие, хотя первой в очереди окажется, скорее всего, X5 Retail. Вполне возможно, что сделка окупит для Carrefour затраты на вхождение в российский рынок. Торговые центры, где работали французы, тоже вряд ли что-то потеряют от их ухода, о котором они пока официально не извещены. Генеральный директор управляющей компании ТЦ «Филион» Андрей Лунтовский сказал «Интерфаксу», что от французского ритейлера предложения разорвать договор не поступало. Не информировал Carrefour об уходе и своих партнеров по строящимся ТЦ. По словам директора департамента торговой недвижимости компании Colliers International Татьяны Ключинской,

никакой информации о расторжении договора аренды в ТЦ «Ривер Молл» от Carrefour не было

 
Прямая речь

«Мы не будем предпринимать никаких шагов до решения российского Carrefour»

Директор департамента торговой недвижимости компании Colliers International Татьяна Ключинская
об уходе Carrefour из России:
Решение об уходе с рынка было принято головным офисом Carrefour во Франции. В настоящее время никаких официальных заявлений в отношении арендованных площадей в ТЦ «Ривер Молл» Carrefour не предпринял. Объект этот хороший и на него и так будет спрос со стороны арендаторов, тем более, что сдача объекта намечена на конец 2010 г. Строительство объекта идет в соответствии с графиком, и у нас нет оснований полагать, что открытие комплекса будет задержано. Я не могу сказать, какие санкции могут быть применены к Carrefour в случае расторжения договора, поскольку не могу раскрыть всех его подробностей, – это коммерческая тайна. Но договоры аренды на такие объекты у якорных арендаторов заключаются долгосрочные, сроком на 15-20 лет. Так что вполне может быть, что, продавая свой бизнес в России, они пойдут и на переуступку прав аренды.
 

. Ничто не мешает Carrefour продать права аренды на все объекты, которые он планировал занять. Так что отступление, вероятно, пройдет гладко и без проблем для заинтересованных сторон. Тем более, что опыт такого рода у Carrefour уже есть. В свое время компания продала все свои активы в Японии, Мексике и Чехии. Правда, на эти рынки компания так и не вернулась.