о работе электронных торговых площадок с поставщиками:
Когда продавец отличается от производителя, это касается не только электронных площадок, но и всего госзаказа. До 90% всех поставщиков – это посредники. Тут много причин, с которыми это связано. Первый фактор, когда есть компании-дилеры от производителей, они имеют разветвленные сети поставок, свои склады, и поставляют уже непосредственно они, а не производители. Например, так происходит практически со всеми поставками автомобилей. Это политика самих производителей, им так удобнее.
Вторая причина связана с тем, что львиная доля продукции, закупаемой в России, не российского происхождения. Зарубежным компаниям проще по документообороту поставлять через российские компании, отсюда возникает посредник. Третья причина коррупционная, когда поставка идет через посредника, реальным исполнителем работы является другая организация, которая идет на субподряде. Та маржа, которая остается у посредника, уходит аффилированным заинтересованным лицам.
Бороться с этим можно, но никто не борется. Для того, чтобы бороться, необходимо проводить мониторинг цен на рынке, чтобы понимать, сколько стоит та или иная продукция. Нужно иметь четкую номенклатуру товаров. От лоббирования заказов до заключения контрактов и до контроля результата. Необходимы постоянные систематизированные действия по выявлению тенденций: куда идут деньги, на что, выборочный анализ. Практика такова, что сейчас Минэкономразвития этим не занимается. Сейчас у профильных ведомств два основных интереса: создание единого сайта по закупкам и электронные аукционы. Остальное их не интересует. Чтобы изменить это, необходимы идеологические изменения.
Площадкам все равно: они получают деньги с того, что проходят торги. Им все равно, есть посредник, нет посредника. Площадке нужно продать свои услуги максимальному числу компаний, но площадки не могут, не будут и не должны ничего делать по выявлению посредников. Они это могут делать только в рамках других долгосрочных действий, которые инициированы заказчиками.