ДВА АРБИТРА

О налог на добавленную стоимость (НДС) копья ломаются с самого его введения. Состав участников баталии за все время не поменялся. Ведомства, ответственные за экономический рост, вроде Минэкономразвития или Экспертного управления Администрации президента всегда были за его снижение или замену налогом с продаж (в отличие от НДС, взимается только при розничной продаже) с умеренной ставкой вроде 10%. За это же, конечно, ратует и бизнес, чьи интересы представляет РСПП. По другую сторону баррикад – Минфин, чья задача следить за пополнением казны. Арбитром в последние годы выступал Владимир Путин, который больше прислушивался к аргументам Минфина. Предлагавшиеся РСПП и Аркадием Дворковичем реформы сокращали поступления в казну на 1% ВВП, и государство на это не шло даже в тучные годы, когда профицит бюджета исчислялся 7 – 8% ВВП. Можно ли рассчитывать на то, что теперь, когда примерно таков же размер дефицита, о реформе НДС заговорят вновь? Казалось бы, никаких шансов. Однако, теперь арбитров уже двое. И один из них, президент Дмитрий Медведев, считает возможным и даже необходимым пойти на такой риск для бюджетной системы.

НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ КРИЗИСА

Сейчас в Бюджетной комиссии правительства на рассмотрении находятся «Основные направления налоговой политики на 2010 – 2012 гг.», в которых сформулировано отношение Минфина к налоговым новациям в период кризиса. Бизнесу дадут немного. Никаких новых мер налоговой поддержки там нет. Лишь активизация использования уже заложенных в законодательство льгот и отсрочек и ускорение возврата НДС. Единственная по-настоящему значимая мера – снижение налога на прибыль – уже реализована. Все это смотрится более чем скромно на фоне замены в 2011 г. единого социального налога тремя фиксированными платежами, которые увеличивают эффективную ставку налога с 26% до 34%, что отнимет у бизнеса несколько сот миллиардов рублей. Это эффективное средство наполнения бюджета, которое, впрочем, не способствует «обелению» фонда оплаты труда и вообще выглядит странно в период борьбы с кризисом (а что к 2011 г. кризис будет полностью преодолен, кажется, не думает никто). Эту странность заметил Медведев, и вполне возможно, предложит компенсировать потери бизнеса, снизив НДС.

ФУНДАМЕНТ БЮДЖЕТА

То, что государство сделало из НДС священную корову, которую никак нельзя порезать, объяснимо. НДС давал в последние годы до 28% доходов федерального бюджета. Только в 2007 – 2008 гг. он уступил первенство по наполнению казны экспортным пошлинам, которые взлетели из-за бума на сырьевых рынках. Но теперь бум кончился, и НДС – снова главная опора государственных финансов. В «Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования» (ЦМАКП) считают, что в ближайшие пару лет структура доходов бюджета приблизится к тому, что было в 2003 г., когда НДС давал 39% всех поступлений. Была и еще одна причина, по которой его не снижали. Слишком малое влияние он оказывал на экономический рост. По разным подсчетам, сокращение его на один процентный пункт давало лишь 0,05 – 0,2 пункта прироста ВВП. У налога на прибыль, например, соответствующий показатель – 0,5, и для стимулирования экономической активности снижать надо бы его. Но его и так недавно понизили в части, поступающей в федеральный бюджет, а дальнейшее снижение можно делать только за счет региональных бюджетов, которые и так чувствуют себя неважно.

ПОЛЬЗА В КРИЗИС

Если сейчас НДС все же снизят с 18% до 12%, это приведет к выпадению 2% ВВП. В бюджете образуется дыра размером в 750 – 800 млрд рублей. Казалось бы, никто в здравом уме не пойдет на такую жертву, которая к тому же не принесет скороспелых плодов. Но вполне возможно, что в кризис снижение НДС будет более действенным, да и такой уж большой жертвы от бюджета не потребуется. Сейчас предприятия очень страдают от недостатка оборотных средств. В прежние времена им приходилось прибегать к заимствованиям для их пополнения, а сейчас и этот путь закрыт. В то же время НДС как раз изымает оборотные средства, и его снижение сразу даст компаниям вздохнуть легче.

КОМПРОМИСС

Основными бенефициарами снижения НДС сейчас будут обрабатывающая промышленность и предприятия розничной торговли. Последние и так чувствуют себя неплохо по сравнению с другими отраслями из-за все еще высокого уровня потребления. А вот обработка как раз страдает больше всех, в частности, из-за провала инвестиционной активности. Можно ли точечно поддержать этот сектор экономики? Медведев как раз собирается в своем бюджетном послании предложить что-то в этом духе. Хотя есть еще идея выбрать получателей помощи не по виду деятельности, а по размерам бизнеса, ограничив снижение только самыми малыми его формами. Но для всего этого нужно вводить разные уровни налога для разных отраслей, что жутко усложнит администрирование. А можно сделать и проще. Достаточно просто понизить ставку налога для товаров, произведенных в России. Тем более что и для бюджета это будет не смертельно. На данный момент более половины НДС платится с импортированной продукции. По расчетам «Центра развития», если снизить ставку до 12% только для российских товаров, то выпадающие доходы бюджета составят примерно 360 млрд рублей (меньше 1% ВВП). Тяжелая, но посильная ноша для казны, которая позволит прицельно поддержать наиболее пострадавший сектор экономики. От такой меры попахивает протекционизмом, который клеймят по всему миру, вспоминая, что он стал одной из причин Великой депрессии. Зато такая идея налогового стимула с протекционистским уклоном может стать компромиссом, на котором сойдутся два властных арбитра.