Тихая революция | Предсказуемость центрального банка и его тайны | Практика раскрытия информации Банком России | Зачем нужна транспарентность?

ТИХАЯ РЕВОЛЮЦИЯ


«Секреты храма» – так отзывались о таинствах денежно-кредитной политики более тридцати лет назад. В прошлом центральные банки не отличались любовью к транспарентности. Многолетняя тяжба ФРС США за сохранение информационной закрытости в 1975 – 1981 гг. благодаря титаническим усилиям юристов федерального правительства закончилась в пользу властей. В 1987 г., когда Алан Гринспен взошел на пост председателя ФРС США, весь мир облетела его фраза из интервью Wall Street Journal: «По мере того, как я становился полноценным главой центрального банка, я учился в ходе выступлений бормотать с большей бессвязностью. Если я кажусь вам чрезмерно ясным, вы, должно быть, неправильно истолковали, что я сказал». Однако эпоха войн за сохранение завесы тайн, окружающих денежно-кредитную политику, отошла в прошлое. Сегодня транспарентность стала нормой деятельности центральных банков. Вице-председатель совета управляющих ФРС США Алан Блиндер в свое время даже назвал новые веяния в информационной политике «тихой революцией».
ФРС США первой начала «тихую революцию» в 1994 г. с обнародования решений Федерального комитета по операциям на открытом рынке. Другие центральные банки присоединились к американскому регулятору и в течение 2000-х гг. значительно улучшили практику раскрытия информации. На их фоне ФРС США даже стала выглядеть аутсайдером транспарентности. Резервный банк Новой Зеландии и Банк Англии, решившись на кардинальное раскрытие информации о своей деятельности, задали высокую планку для других регуляторов. Помимо них, лидерами по транспарентности считаются шведский Риксбанк, Банк Канады и Европейский центральный банк. После того, как ведущие центральные банки перешли на новые стандарты раскрытия информации, денежным властям развивающихся стран ничего не оставалось, как последовать за лучшими образцами.

ПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА И ЕГО ТАЙНЫ


Зачем нужна информационная политика денежных властей и каково ее назначение? Она должна представлять собой раскрытие всем заинтересованным лицам информации о деятельности центрального банка для обеспечения предсказуемости экономической среды и общественного понимания действий регулятора. Информационная политика, на мой взгляд, должна строиться на четырех принципах: доступность (открытость) информации, полнота ее охвата, своевременность, целостность информации и последовательность в ее обнародовании. Публичному раскрытию, в первую очередь, подлежат цели деятельности центрального банка, его правовые, институциональные и экономические основы, принципиальные решения и их обоснования, данные и информация, связанные с денежно-кредитной политикой и банковским регулированием, а также условия подотчетности регулятора.
Информационная политика центрального банка призвана обеспечивать предсказуемость его политики в плане управления промежуточными и операционными целями денежно-кредитной политики. В то же время следует признать, что предсказуемость в меньшей степени должна касаться применения инструментария центрального банка. Как правило, не подлежат раскрытию сведения о текущих или предполагаемых действиях центрального банка, которые могут оказать нежелательное влияние на конъюнктуру финансовых рынков (например, оперативные данные о валютных интервенциях, о планируемом изменении ставок по операциям управления ликвидностью банковского сектора). Вместе с тем, тайны никогда не бывают вечными. В большинстве случаев конфиденциальные сведения об операциях спустя время раскрываются. Обнародование информации с запаздыванием (от одной недели до месяца) о прошедших операциях или принятых решениях на совете директоров (комитете по денежно-кредитной политике) позволяет нивелировать эффект сиюминутного влияния на рынок.
В основе современного стандарта информационной политики центральных банков лежит «Кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности в денежно-кредитной и финансовой политике», принятый МВФ в 1999 г. как урок азиатского кризиса. В практическом плане регуляторы следуют методическим материалам Банка международных расчетов, выпущенным в мае 2009 г.

ПРАКТИКА РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ БАНКОМ РОССИИ


За последние годы Банком России был достигнут определенный прогресс в раскрытии информации о своей деятельности, а также о состоянии банковского сектора. Банковские и инвестиционные аналитики единодушны во мнении, что у нашего центрального банка с годами возросли информационная открытость и доступность экономико-статистических данных, готовность руководства Банка России поддерживать диалог с профессиональным сообществом и предпринимать шаги по разъяснению денежно-кредитной политики и банковского регулирования. Во многом благодаря усилиям Банка России банковский сектор стал одним из самых информационно прозрачных секторов на финансовом рынке (как в части индивидуальной финансовой отчетности, так и в части макроэкономической статистики).
Что нужно знать профессиональному сообществу о денежно-кредитной политике? Во-первых, необходима исходная информация, на основании которой регулятор принимает решения (целевые ориентиры; макроэкономическая, денежно-кредитная и финансовая статистика; экономико-математические модели и прогнозы по ним). Во-вторых, раскрытие информации о принятии решений (протоколы и стенограммы, расширенные пресс-релизы, пресс-брифинги или пресс-конференции). В-третьих, необходимо оглашать ожидаемые результаты действий центрального банка (оценка рисков принятых решений и вероятностные прогнозы). Наконец, завершает информационный цикл подотчетность по итогам реализации политики (отчеты о достижении операционных целей и управлении промежуточными целями, работа над ошибками).
Можно ли измерить качество информационной политики центрального банка? Для этих целей служат «индексы транспарентности», где за каждый раскрываемый компонент информации присваивается балл. Сумма накопленных балов формирует рейтинг транспарентности центрального банка. В текущей международной практике наибольшую популярность получил Eijffinger-Geraats transparency index (названный по фамилиям авторов). На рисунке приведены результаты расчетов по индексу средней транспарентности центральных банков по регионам мира. Значение индекса по России я самостоятельно, «вручную», пересчитал, чтобы не допустить ошибки. Судя по сравнению, Банк России выглядит не столь привлекательно, как мог бы.
Средняя транспарентность центральных банков в регионах мира
 


«Передовой опыт» транспарентности
 


Транспарентность Банка России
 

ИСТОЧНИК: РАСЧЕТЫ АВТОРА, DINCER N. AND EICHENGREEN B. CENTRAL BANK TRANSPARENCY: WHERE, WHY, AND WITH WHAT EFFECTS? NBER WORKING PAPER №13003, MARCH 2007.

Дело в том, что Банк России беспрецедентно выглядит в плане обнародования экономических данных и довольно слабо в части раскрытия принятия решений. На следующих рисунках приведена «лучшая практика» раскрытия информации центральными банками развитых стран и ситуация в России. Отставание происходит за счет отсутствия раскрытия правил принятия решений, протоколов и стенограмм, развернутых объяснений, а также отчетов о достижении целей, результатах политики и т.д. Заседание совета по денежно-кредитной политике, обсуждавшего информационную политику Банка России, привлекло пристальное внимание регулятора. В отличие от других собраний, на заседание по транспарентности пришли представители всех департаментов Банка России, причастных к раскрытию информации. Совет вынес практические рекомендации для денежных властей, начиная от публикации экономико-математических моделей (используемых в качестве вспомогательных средств при принятии решений по денежно-кредитной политике) до собственной финансовой отчетности Банка России. Отдельно были затронуты вопросы раскрытия информации о международных резервах (структура резервов по инструментам, валютные корсчета банков в составе резервов, эффекты переоценки вследствие изменения курсов валют, еженедельные интервенции и пр.), а также сведения о состоянии банковского сектора. Последнее вызывает настоящую головную боль у банковских аналитиков. Дело в том, что в большинстве стран численность банковского сектора не столь велика, как в России. Аналитики могут самостоятельно просчитать показатели по финансовой отчетности банков и оценить их состояние. В Казахстане, например, регулятор поголовно приводит данные по всем тридцати с небольшим банкам. У нас с тысячью банков ручная обработка данных выглядит нескончаемым сизифовым трудом, да еще с ошибками из-за отсутствия данных по всем банкам. По этой причине экспертное сообщество может надеяться только на агрегированное и детализированное раскрытие данных самим Банком России. Наконец, еще одна проблема, вызывающая заботу аналитиков в свете кризиса, – необходимость более подробных сведений о кредитных рисках и достаточности капитала банковского сектора. Я думаю, что, несмотря на жалобы банков об избыточной отчетности, введение дополнительных форм оправдано ради адекватной оценки рисков. ЗАЧЕМ НУЖНА ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ? Логичным завершением темы будет вопрос, зачем вообще уделяется столь пристальное внимание коммуникациям центрального банка? Дело в том, что оглашая свои планы, виденье, действия, оценку рисков и т.д., регулятор способствует формированию предсказуемой (хотя далеко и не стабильной) окружающей среды. В экономике происходит снижение неопределенности, что позволяет улучшить прогнозирование и планирование, а как следствие – более эффективно принимать инвестиционные и потребительские решения. Под влиянием большей открытости центрального банка повышается чувствительность участников рынка к его информации. Результатом улучшения информационной политики будет, с одной стороны – усиление подотчетности центрального банка обществу, – а с другой – улучшение репутации и имиджа центрального банка, а также доверия к его политике. С укреплением общественного доверия к Банку России его способность управлять рыночным ожиданиями должна усиливаться. В дальнейшем повышение эффективности управления ожиданиями позволит Банку России оптимизировать свое вмешательство на рынке. В свете заявлений руководства регулятора (вербальных интервенций) рынок сможет успешно осуществлять самостоятельную адаптацию к шокам. Хотя некоторые исследования в ряде случаев свидетельствуют в пользу информационной закрытости, все они довольно математически запутаны, а их выводы чувствительны к исходным допущениям. Одно из них – тайны политики действительно следует сохранять, если центральный банк заботит не инфляция, а экономический рост. Тогда ему следует подстегивать реальный рост неожиданными действиями (носящими откровенный инфляционный характер), что входит в противоречие с транспарентностью. Однако результаты политики, построенной на неожиданностях, краткосрочны, а в длительном периоде и вовсе печальны. Таким образом, информационная открытость оказывается выгодной в долгосрочном плане, если власти рассчитывают нарастить общественную репутацию и со временем пожинать ее плоды.