
Хокон Виум Ли, главный технический директор Opera Software и инициатор начинающегося 4 июня 2009 г. в Евросуде процесса против Microsoft, рассказал Slon.ru о претензиях создателей интернет-браузеров к Internet Explorer и бизнесе авторов старейшего после Netscape браузера Opera. На некоторые вопросы ему помогал отвечать заместитель главного юриста Opera Software Джейсон Хойда.
В ЧЕМ УПРЕКАЮТ
MICROSOFT– Что теряют разработчики альтернативных браузеров от исключительной предустановки Microsoft Internet Explorer?
– В 2007 г. Европейский суд в первой инстанции доказал, что Microsoft злоупотребляла монопольным положением Windows при продвижении своего Windows Media Player. В результате судебной экспертизы, проведенной по жалобе Opera Software (направлена в ЕС в декабре 2007 г.), комиссия в январе 2009 г. сделала предварительное заключение, в соответствии с которым Microsoft была признана виновной в использовании всё той же монополии Windows для продвижения предустанавливаемого Internet Explorer. В результате, Opera и другие браузеры вынуждены конкурировать с MS на её поле. Internet Explorer поставляется с каждым Windows PC, в то время как остальные браузеры должны быть загружены и инсталлированы отдельно конечными пользователями, большинство из них не знают, как это делать, или опасаются вирусов и вредоносного кода. Кроме того, поскольку IE столь широко применяется по умолчанию на ПК, Microsoft таким образом продвигает свои проприетарные технологии, которые душат и сдерживают развитие веб-технологий, особенно открытых веб-стандартов.
– Какое решение суда Opera считала бы хорошим? Включение альтернативных браузеров в поставку? Запрет на установку IE с предложением выбрать и скачать браузер при запуске?
– 4 июня ЕС вряд ли выдаст окончательный вердикт, поскольку Microsoft отказалась участвовать в предварительных слушаниях, намеченных на начало июня. Однако мы очень надеемся, что ЕС быстро придет к решению о том, что Microsoft нелегально предустанавливает IE в качестве единственного браузера Windows. Мы не хотим, чтобы Windows поставлялась без браузера. С нашей точки зрения, приемлемым решением было бы поставлять Windows с несколькими браузерами на выбор.
– Почему вы не привлекаете к процессу разработчиков других альтернативных приложений? Аудио– или видеоплееров, например? Текстовых или графических редакторов?
– Наша жалоба связана только с проблемой IE в Windows и других браузеров.
БРАУЗЕРЫ ИДУТ В ЕВРОСУД
– Каковы шансы на благоприятное для Opera решение суда?– Мы надеемся на благополучный исход, и шансы, с нашей точки зрения, весьма высоки, поскольку законодательство в этой области достаточно прозрачное и простое. Но финального решения не будет до тех пор, пока Microsoft будет апеллировать к Комиссии.
– Что вы будете делать, если решение суда будет не в вашу пользу?
– Независимо от того, как закончится это дело, мы будем продолжать то, что мы делаем сейчас – разрабатывать инновационные веб-технологии и поддерживать открытые веб-стандарты.
– Хорошо, но как быть вне Европы, где, по всей видимости, даже благоприятный исход суда не будет иметь силы?
– Несмотря на то, что юрисдикция Комиссии ограничивается только ЕС, мы ожидаем, что Microsoft примет меры относительно решения суда и на глобальном уровне. Решение ЕС, хоть и ограничены регионом, будут иметь очень большое влияние на распространение открытых веб-стандартов во всем мире, так что у веб-разработчиков будет меньше причин разрабатывать сайты отдельно под IE.
– Что вы будете делать, если Microsoft применит свою излюбленную тактику в суде – будет затягивать процесс, не явится в суд? Как истцы собираются с этим бороться?
– Мы не хотели бы говорить о реальных причинах, по которым Microsoft отказалась участвовать в предварительных слушаниях, тем более что компания представила Комиссии свой официальный письменный протест по делу. Сейчас мяч на стороне суда Еврокомиссии, он должен оценить ответ Microsoft, как и ответы третьих сторон на эти заявления, а затем и принять решение.
КАК ЗАРАБАТЫВАЕТ
OPERA– Хочется понять, каким образом «Опера» монетизируется, и в каких суммах выражается ее монетизация? Прибылен ли проект?
– Проект вполне удачен, за I квартал 2009 г. прибыль составила 24,9 млн NOK (около 2,83 млн евро) при доходе в 163 млн NOK (18,52 млн евро). «Опера» котируется на бирже Осло (тиккер OPERA), у компании нет кредитов, нет задолженности, живет только на то, что зарабатывает сама. Поэтому, наверное, лучше других переживает кризис.
Способов монетизации несколько. Во-первых, направление Opera Desktop. Это отчисления поисковых сервисов «Опере» за использование поискового тулбара в нашем браузере (за каждый запрос), плюс партнерские программы за «привод» клиентов (например, с Amazon). В целом это направление дает около 25% доходов компании.
Во-вторых, лицензирование Opera Mobile и Opera Mini. Производители мобильных телефонов платят за предустановленные на устройства браузеры, отчисляют роялти с каждого проданного телефона с продуктами Opera на борту.
В-третьих, консалтинговые услуги. Это направление Opera Device – браузеры для нетелефонов и неПК. Например, в Nintendo Wii или в медиаплеере Archos используется браузер Opera, но для того, чтобы он функционировал на этих платформах, его нужно было переработать.
Наконец, это хостинг серверов Opera Mini для мобильных операторов. Сейчас серверы есть в Норвегии, США и Китае, через них проходит трафик, который подвергается компрессии и затем попадает на мобильные устройства через операторов.
Суммарно направления 2, 3 и 4 дают компании оставшиеся 75% дохода и в совокупности называются Opera Internet Devices.
Хочу сказать, что с мая у нас работает директор по продажам в СНГ – Михаил Ильин (ранее он работал в «Вконтакте.ру»). Его основная задача – продвижение Opera Mini в России, Украине и других странах экс-СССР. Пока в России наиболее тесно мы работаем с «Яндексом» (в плане поисковых отчислений).
OPERA
В РОССИИ– Как вы объясняете ошеломляющий успех «Оперы» в России, и, скажем так, ее менее очевидный успех в остальном мире?
– Относительно успеха в России: есть две причины. Первая – Opera является старейшим браузером на рынке, если учесть, что Netscape больше не существует. То есть, причина чисто историческая. Вторая – Opera изначально делала ставку на разработку такого браузера, который мог бы работать даже на низкоскоростных каналах интернета. В России dial-up-доступом в интернет пользуется очень многие, так что для них Opera – хорошая возможность ускорить работу в вебе на медленных каналах.
То же можно сказать о популярности Opera Mini: люди имеют возможность экономить на GPRS-трафике. Если учесть, что Mini сжимает данные до 90%, это и ощутимая экономия, и прирост в скорости. Еще одна причина – браузер Opera может быть настроен почти идеально под потребности конкретного пользователя. Это делает его предпочтительным для так называемых «продвинутых» пользователей интернета. Кроме того, браузер Opera имеет расширенную функциональность: почтовый клиент, BitTorrent-клиент, виджеты, Opera Turbo и пр. Скоро мы анонсируем еще одну интересную технологию.
В отличие от России и СНГ, в других странах, например, в США и в Западной Европе, проблема низкоскоростных каналов была не так очевидна и не столь долговременна. Но и здесь мы улучшаем позиции, например, с Opera Mini.
– Почему, несмотря на успех, в России у Opera нет офиса разработчиков?
– Это один из вопросов, которые рассматривается руководством Opera, но пока по нему нет конкретного решения.
СТРАТЕГИЯ СТАРЕЙШЕГО БРАУЗЕРА
– Почему Opera проприетарна? Может ли она стать open source-продуктом?
– Нет, мы не планируем открывать исходный код. С нашей точки зрения куда важнее соблюдение открытых веб-стандартов. Это то, что интернет-рынку нужно куда больше, чем обилие открытого кода. Многие технологии, которые Opera разработала первой, мы не патентуем специально, чтобы сделать их широко доступными. В качестве таковых, например, можно назвать вкладки (табы) и экспресс-панель (speed-dial). Сейчас они используются во многих браузерах, но изобрела их именно Опера.
– В свое время Mozilla отказалась от идеи браузера «все в одном» и сделала «легкий» Firefox с большим числом плагинов. Почему Opera не пошла по этому пути развития?
– Пока мы делаем ставку не на плагины, а на виджеты, их уже более 2000. Что касается лёгкости, то от обилия функционала браузер не становится тяжелее. Если те или иные опции необходимы – они активируется, но до этого времени остаются в «спящем» режиме. Все это позволяет не раздувать дистрибутив. Если вы посмотрите на его размер, то он всего на 1 Мбайт больше, чем у Firefox. Насчет того, кому сколько памяти требуется – здесь без комментариев, есть даже отдельные исследования на эту тему. Но я бы не назвал Firefox лёгким с этой точки зрения.
– Не кажется ли вам, что главный конкурент Opera – не Internet Explorer, а как раз Firefox и Chrome?
– Конкурентов много, просто к Internet Explorer отношение «особое», в силу некорректного поведения Microsoft. Что касается остальных, то да, мы конкурируем и с Mozilla Firefox, и с Google Chrome, но это открытая конкуренция, и мы понимаем, как продвигать в таких условиях Opera, чем завоевывать клиента. Что касается Chrome, кстати, то интересно, что в момент его выпуска (первой версии) у нас подскочило число загрузок настольного браузера – примерно на неделю. Потом объемы скачивания вновь стабилизировались, но, слов нет, рынок браузеров очень интересен и перспективен.
– Чья браузерная статистика, на ваш взгляд, наиболее верна? Net Applications, Liveinternet (для России), другие службы мониторинга?
– По России наиболее адекватной нам кажется статистика LiveInternet.ru – она близка к нашей статистике по Opera Mini. Надеемся, что скоро нас будет нормально считать и SpyLog. Ну а во всем мире наиболее адекватен StatsCounter (http://gs.statcounter.com/). Net Applications, к сожалению, чисто коммерческий проект. Нам предлагали поднять свои позиции в этой статистике за деньги, мы отказались.
– Какова, на Ваш взгляд, доля Opera на рынке браузеров в России и в мире?
– Если верить LiveInternet, то у Opera Desktop в России доля 21,5% за апрель 2009 года, и есть тенденция к ее увеличению, в основном за счет отвоевывания доли IE. В мире позиции, конечно, более скромные – на уровне 3%. Мы проигрываем Microsoft и Mozilla.