Стоя в пробках, которые стали еще более бесконечными из-за первых зимних снегопадов, москвичи охотно проклинают городские власти. Когда же чиновники, наконец, начнут ответственно выполнять свои обязанности и как следует готовиться к зиме, как это происходит во всех нормальных североевропейских странах? Московские водители не знают, что в это время их коллеги из самой нормальной североевропейской Швеции думают примерно то же самое, гадая, сколько еще потребуется снежных зим, чтобы власти Стокгольма научились бороться с таким редким стихийным бедствием, как снег зимой. Швеция расположена на самом севере Европы, значительно севернее Москвы, но далеко не все там привыкли к настоящему снегу. Особенно не привыкла столица Стокгольм, для которой крупный снегопад – каждый раз как острый нож в сердце. Когда снег начинает валить, город судорожно вздрагивает и на несколько дней впадает в анабиоз. Скорость машин, включая коммунальный транспорт, становится близкой к черепашьей. Шведы и так – осторожные водители, а тут еще погодный экстрим. Тем пешеходам, кто все-таки решается выйти на занесенные снегом улицы, только и остается, что с негодованием бросить в сторону ратуши: «Город к зиме не готов!» В очередной раз. Нормально себя чувствует разве что метро. Да и то только в туннеле. Пригородные электрички едут по мере расчистки железнодорожных путей, то же самое происходит и со всеми остальными поездами. В прошлом году общее количество опозданий на железной дороге по всей стране составило 83 000 часов, из которых две трети пришлись на товарные поезда, а оставшаяся треть – на пассажирские. Общая сумма убытков железных дорого достигла $385 млн. Пассажирам, особо пострадавшим от железнодорожных опозданий, на один месяц бесплатно продлили годовые проездные билеты. Также в случае задержки более, чем на один час, пассажир имеет право на 25%-ную компенсацию, если же опоздание превысит два часа, компенсация возрастает до 50%. Работодатели с пониманием относятся к вынужденным опозданиям сотрудников: если поезд встал посреди перегона, а автобус завяз в пробке или сугробе, тут уж ничего не поделаешь. В такие моменты их взгляды – вместе со взглядами всех остальных граждан, связанных обязательством вовремя появляться на рабочем месте, – устремляются к муниципальным властям, ответственным за содержание транспортных путей в порядке независимо от времени года. Для властей это серьезно: ведь речь идет не только о поддержании жизнедеятельности вверенного им города, но еще и о видах на следующие выборы. Поскольку в Швеции предвыборная борьба всегда острая, баланс плюсов и минусов конкурирующих партийных сторон подсчитывается с особой скрупулезностью, и здесь ничего не забывается. Поэтому городские власти – неважно, правые или левые – делают все возможное, чтобы как можно скорее направить жизнь в привычное русло. Но прыгнуть выше головы ни у кого не получается. Чиновники еще могут поставить энное количество автобусов на маршруты электричек и поездов, но запретить снегу идти они не в состоянии. И всякий раз, когда в Стокгольме начинается затяжной снег, возникает ощущение, что для отцов города наступление зимы оказалось полной неожиданностью. Но дело здесь не в их лености или нерадивости. Повышенная любовь к порядку – у шведов в крови. Виной всему климат, который, тесно переплетаясь с экономической целесообразностью, играет со столичными жителями и властями недобрые шутки. Ведь суровые зимы для Стокгольма нетипичны. Температура танцует вокруг нуля, делая не особо большие скачки то в одну, то в другую сторону. Снег обыкновенно долго не лежит: выпадет – стает, выпадет – стает. Правда, прошлогодняя зима была очень снежной: город сохранял белизну вплоть до весны. Но это скорее отклонение от правила, нежели само правило. Теперь жители Стокгольма ежегодно задаются вопросом: каким будет Рождество – белым (снег) или зеленым (трава на газонах)? В этом году зима тоже обещает быть снежной: уже к концу ноября вся Швеция находилась под снежным покровом. Очередной рекорд. Обычный для этого времени показатель – 5–10% общей площади страны. А между тем бюджет расписан до последней кроны, содержание снегоуборочного парка в объеме, позволяющем мгновенно убрать снег с улиц, – удовольствие не из дешевых. А вдруг снега не будет? Зачем нам тогда столько техники? Неделю или месяц поработает, а потом будет целый год стоять... В общем, финансовая чаша явно перетягивает чашу авральной снегоуборки, что заваленные снегом улицы Стокгольма особенно наглядно доказывали в этом году. Кроме того, к чисто физическим проблемам с вывозом снега с улиц города примешивается ряд других аспектов, прежде всего, экологических. Местные природоохранники зорко следят за действиями властей. Ведь снег, падающий на землю, вбирает в себя все, что находится вокруг него – частицы асфальта, вырываемые из дорожного покрытия шипами зимних колес, бензиновые пары, выхлопные газы. В этом году в связи с чрезвычайным положением министерство охраны природы выдало муниципалитету Стокгольма разрешение на сброс до 1 мая следующего года 600 000 кубов снега в озеро Мэларен, которое омывает берега шведской столицы. Конечно же, с точки зрения экологических церберов, это не лучшее решение, но даже они поняли, что по-иному в этом году проблему не решить. Ведь удаленный вывоз – тоже не выход: экологическая проблема никуда не исчезает, а количество выхлопных газов грузовиков, асфальтовых частиц из-под их колес и израсходованных на все это средств только увеличивается. Потом эксперты сделают анализ воды и дна Мэларена на предмет содержания вредных веществ. Если причиненный экологии ущерб окажется существенным, стокгольмским властям может быть предписано в следующем году искать иные способы избавляться от снега. Например, построить снегоприемники с фильтрационными устройствами, которые предотвратят попадание вредных веществ в почву. Где, как и за какие деньги – дело самих утопающих. Увы, в отношениях между стокгольмскими коммунальщиками и природой гармония явно отсутствует. Природа продолжает коварно шутить, а коммунальщикам ничего не остается как, закусив до крови губу, сносить ее издевательства, а также проклятия городских обывателей, покорно выгребая снег и лед с городских улиц, чтобы обеспечить жизнедеятельность шведской столицы в экстремальных условиях. К счастью, такие снежные зимы остаются пока исключением из правил. На сегодняшний день последствия недавних снегопадов в Стокгольме частично ликвидированы, и город вздохнул с облегчением, но все еще не полной грудью. Также в оправдание властей Швеции могу заверить, что в остальное время года улицы шведских городов – одни из самых чистых в Европе. Убираются они регулярно и вне зависимости от погоды. Об этом говорят установленные повсеместно знаки «Парковка запрещена», под которыми висит табличка с указанием одного из дней недели и времени с 00:00 до 06:00 – когда, собственно, и происходит чистка асфальта. Но вот пришла зима – и тут уж как повезет.