Большинство стартапов имеет две цели – продаться гигантской корпорации и/или быстрее получить денежный поток. Сергей Москалев – автор известной программы Punto Switcher, которая меняет язык набора текста, если вместо букв появляется абракадабра, – стоит на другой позиции. Он считает, что успешный проект делается не ради денег и славы, а для удовольствия. Slon.ru расспросил Москалева о его философии стартапов и изобретения сервисов. – В 2008 году «Яндекс» купил Punto Switcher и предложил вам работу. Что чувствует стартапер, когда сбывается его мечта? – Я всегда был «яндексоидом». У меня была почта «Яндекса», я пользовался поиском и остальными сервисами. Поэтому предложение «Яндекса» было для меня фантастической удачей и в моральном, и материальном смысле (по данным игроков рынка, за Punto Switcher заплачено около сотни тысяч долларов, и не исключено, что в виде акций компании – Slon.ru). После сделки произошло вот что. Сначала число пользователей программы увеличилось в разы. Затем голова стала лучше и быстрее работать. Так происходит, когда взаимодействуешь с умными и эффективными людьми, а в «Яндексе» практически все такие. – А в жизни что-то изменилось? – Нет. Та же жена, тот же ребенок, та же квартира, та же страна. Я тридцать лет женат. Думаете, я сказал себе: «Теперь у нас будет свой Диснейленд»? Такого не было. Все и так было хорошо, а стало еще лучше. – Сколько времени обсуждалась сделка? – Мы год общались по поводу возможных форм сотрудничества, а потом вдруг в «Яндексе» приняли радикальное решение и приобрели программу. – За этот год были моменты, когда вы отчаивались? – Я никогда не отчаивался. Мне хватало всяких веселых дел. Если вы зайдете в мой ЖЖ sergmos, увидите, сколько их. Много было веб-проектов, которые позволяли мне спокойно жить и не трястись: смогу я продать Punto Switcher или не смогу. То, что «Яндекс» обратил внимание и решил его приобрести, – колоссальная удача. Но это не было вопросом жизни и смерти. Я не продавал машину, квартиру, чтобы вложить все в Punto и ждать, что его кто-то купит. – Вы всегда занимались параллельными проектами?
– Конечно. Они позволяли жить очень и очень неплохо. Некоторые приносили десятки тысяч долларов. Проекты были связаны с извлечением смыслов и данных из больших объемов информации. А Punto Switcher – это любовь. Акт самопожертвования. Это не то, на чем я хотел зарабатывать деньги. Так случилось. Проект совершенно бескорыстный был. Чтобы улучшать программу, я переписывался с людьми. Прежде, чем этим стала заниматься служба поддержки «Яндекса», я за семь лет ответил на 15 тыс. писем. За деньги я не мог столько раз ответить: нет тех денег. А бесплатно смог. Благодаря Punto Switcher я получил миллион пользователей. Приходит, например, такое письмо: «Спасибо, ребята, что вы сделали такую классную программу». Я отвечаю: «Спасибо вам, что вы пользуетесь». А потом автор письма – сисадмин, у которого в подчинении 500 машин, ставил Punto Switcher на все эти компьютеры. Понимаете? Это лояльность. – Как вы находили время на Punto Switcher, когда надо было зарабатывать? – Сел утром, посыпались письма. Ответил на них. Дальше занимаешься своими делами. Не было такого: вот у меня какая-то замечательная жизнь идет, но мне нужно от нее оторваться. Все было естественно. Человек пишет, что Punto шалит – плохо переключает. Ну что же. Внесем в программу новое правило. Над программой работали сотни тысяч людей, присылавших нам подсказки про то, что мы делаем не так. Например, я не ругаюсь матом, и в первых версиях Punto Switcher не учитывались матерные слова. Народ быстро меня поправил, пришлось усовершенствовать правила. Успешный проект – это люди, которые заключили с вами «социальный контракт». Вы стараетесь сделать им удобно, а они не покидают вас. Вы живете и развиваетесь вместе. В какой-то момент и в «Яндексе» половина сотрудников стала пользоваться программой. Каждый щелчок переключения говорил: «Я здесь!» Так вы становитесь знакомы, а со знакомым приятнее вести дело. Понимаете, как это работает? Программа людям нужна. А когда людей становится миллион – тогда это становится нужным большой компании. На стартаповских мероприятиях я часто вижу, что о людях вообще не говорят. Говорят: мы вот сейчас сделаем и продадим кому-нибудь. – Что посоветуете желающим придумывать полезные продукты? – Есть такой журнал «Наука и жизнь». Там имеется раздел «Маленькие хитрости». Как из пакета молока сделать воронку, подложите под ножки шкафа пластиковые крышки от банок, чтобы не поцарапать пол... Были люди, которые пользовались этими хитростями, и люди, которые их придумывали. Многие вещи я с детства придумывал и пользовался тем, что мне предлагали. В вас как будто живет некое существо, и вы смотрите, как вещи сделать удобнее. Почему раскладку на клавиатуре надо переключать руками? Ведь компьютер знает, что вы набираете не то, что надо. Понятно, что не может на букву «Ы» начинаться слово в русском языке, если это не заглавная буква. Так зачем же ему ждать, пока вы сотрете ошибочно набранное слово и переключитесь, и наберете его снова. Он может сам переключить, самостоятельно. И так во всем. В «Яндексе» мы с ребятами придумали одну вещь (ребята – это руководитель отдела разработки Алексей Быков и руководитель проекта «Яндекс. Бар» Дмитрий Алексеев – Slon.ru). Условно ее назвали «телепорт». Допустим, в строке поиска вы вводите слово «графинчик». Увидели, что слово упоминается в «Мертвых душах». Там Плюшкин снял графинчик и в него и наливает что-то Чичикову. Допустим, вы переходите по ссылке на сайт «Библиотека Мошкова», чтобы это прочитать. На сайте вы вновь набираете «графинчик», и попадаете на нужный фрагмент текста. Слишком много движений. Мы сделали так, чтобы переход на сайт сразу к нему переносил. Поисковые машины существуют 15 лет, но никто этого не сделал. – Как сразу понять, что продукт будет нужный? – Делайте его для себя и друзей. Google стоял под столом в Cтенфорде и искал по 10 тыс. документов при подготовке диссертации. «Яндекс» появился как поиск по Библии, а потом – по собранию сочинений Грибоедова. Ну люблю я Грибоедова, и еще тысяча человек любят. Выпустим диск, они его купят, и всем будет удобно искать. Не было «Яндекса», не было идеи поиска по интернету. Люди просто делали, чтобы другим было удобно. Очевидно, Грибоедов из небесных сфер нашептал: «Ребята, делайте поисковую машину. Я тут за вас походатайствую». Как Facebook был создан? Познакомиться с девчонками хотели. Как в фильме «Социальная сеть». Только в фильме об одном не сказано. Парнишка, который дал Цукербергу первую тысячу долларов, был не «лох бразильский». Он заработал пару сотен тыс. долларов за каникулы на нефтяных фьючерсах, привязав их к прогнозу погоды. Следил за ураганами, которые перекрывали нефтяные вышки, и они не работали. Сейчас этот «лошарик» владеет $2,5 млрд в акциях Facebook. Другой парнишка, создатель Napster, владеет $2 млрд. По фильму Цукерберг всех кинул и отжал, а по факту – на нем хорошо нажились. – На рубеже «нулевых» вы придумали «Брокгауз онлайн» – прообраз «Википедии», и foto-moscow.ru – прообраз некоторых проектов Google. Почему выстрелил куда менее масштабный Punto Switcher? – Несколько лет назад, размышляя на тему создания проектов, я придумал термин – karmaware. От слова karma – что в индуизме означает «судьба». Karmaware – это программа или сервис, которая положительно влияет на жизнь пользователей и её создателей. Продукт, который тесно связан с судьбой человека. Конечно, сразу ты не можешь сказать, что он окажется таким. Программа-переключатель? Ерунда! Но с Punto Switcher так вышло. – Как именно? – Я нашел программиста Александра Коурова, который написал код. Я обращался со своей идеей к достаточно большому кругу людей, и опытные программисты говорили, что это невозможно. Невозможно перехватить набор текста, например в «Ворде». Он внутрь себя не пустит. Но парень придумал, как перехватить нажатие на клавиатуре, прежде чем оно попадет в «Ворд». Это фантастическая удача. Казалось бы, мне нужно было пойти в МГУ на математический факультет и взять там самого большого академика, который лучше всех разбирается в компьютерах, который взял бы это и написал. А я нашел 17-летнего парня, который сидел в городке с населением 30 000 человек. И прототип программы он написал за два часа. Совершенно иррационально. – Как вы его нашли? – В интернете. Я увидел, что человек сделал программу. Очень простенькую, которая выводила что-то на экран, когда начальник появлялся за спиной. Но там у него все было – инсталлятор, помощь, сайт на английском языке. Все было сделано супердобросовестно, и человек все делал один, в этом был класс. – Не жалеете, что не остались в истории как создатель «Википедии»? – Я считаю, что предчувствие «Википедии» – уже удача. Все-таки какой я был молодец, угадал, что это будет! Совместно с компанией «Апорт» предлагалось всем пользователям развивать статьи из словаря Брокгауза и Ефрона. А вместе с российским дистрибутором Konica мы предлагали разместить фотографию на любой точке карты и указать направление съемки. Но «Апорта» уже фактически нет. А проект с Konica был закрыт (сменилось руководство, и Konica прекратила финансирование). Держать самостоятельно я его не мог, потому что пользование картами тогда было очень дорогим. В тот момент я тоже хорошо заработал. Проект был сделан, и Konica его оплачивала. Это были хорошие деньги. Но уникальным и интересным он мог быть, если был бы запущен в правильное время. Неожиданным открытием для меня стало подтверждение принципа: «время, место, люди». Из-за неверно выбранного времени произойдет фальстарт и снятие с забега. Место – это пространство, в котором проект либо живет, либо задыхается. Ну, и самое главное – это люди, с которыми ты работаешь, и те, для кого продукт создается. Эти три области на пересечении создают sweet spot – место, в котором происходят чудеса. Успех проекта зависит не только от рациональных, но и от случайных факторов. – Вы считаете Punto Switcher продуктом своей жизни? – Я шучу, конечно, да и не хочется об этом думать, но в эпитафии на надгробном камне напишут: «Создатель Punto Switcher».