Американский предприниматель и инвестор Эстер Дайсон вчера прочитала в «Российской экономической школе» лекцию под названием User generated lecture – «Лекция, созданная слушателями» (название по аналогии с концепцией User generated content – «Контентом, созданным пользователями»). Как можно догадаться из названия, большую часть полуторачасовой лекции составляли ответы Эстер Дайсон на вопросы и иногда довольно пространные рассуждения пришедших на лекцию. Slon.ru публикует расшифровку лекции с сокращениями.

Г-жа Дайсон выступала в довольно легкой кофточке, в которой лично мне бы было холодновато, но человеку, который прошел тренировку в Центре подготовки космонавтов и начинает утро с заплыва в бассейне, видимо, холод нипочем. Дайсон кратко пересказала свою биографию, из которой наиболее запомнилось следующее:

Работа факт-чекером в журнале «Форбс» – это лучшая тренировка, какая может быть. Моей работой была проверка фактов. Проверка фактов, понимание их и встраивание их в историю – это то, что вы делаете в личной жизни, то, что вы делаете в бизнесе.

Евгений Соколов, руководитель московского R&D центра Google:
– У меня есть к вам вопрос и есть предложение. Вопрос следующий. Веб начался с того, что было много веб-каталогов, но потом их всех убил Google...

Нет, они сами себя убили.

Хорошо, пусть они сами себя убили. Но сейчас опять появляются каталоги в различном виде, в виде социальных графов, есть «лайки» в Facebook, «чек-ины» в Foursquare... История повторяется?

Это был вопрос, а предложение – я хочу Вас пригласить на TechTalk в Google.

Я в совете директоров «Яндекса», так что я приду, но мы не сможем говорить о бизнесе, только о политике.

Что изменилось, так это масштаб веба. Билл Гейтс как-то сказал, что будущее поиска это глаголы. Не существительные, не вещи глаголы. Это значит, что людям не нужны страницы, объекты, а им нужно совершать какие-то действия. Например, когда вы ищете цены на авиабилеты, то на самом деле вы не ищете цены и сравниваете их, а заказываете билет.

Превосходный пример – это карты Google. Они показывают заведения (кафе, например) около места, адрес которого вы ввели [потому что на самом деле вы искали не сам адрес, а что вы можете сделать по этому адресу]. Поэтому будущее поиска в том, чтобы высвечивать то, что вы действительно хотите найти.

Константин Сонин, профессор РЭШ, во время заминки с вопросами:
– Если бы мы были в Советском Союзе, то у всех были бы заготовленные вопросы и не было бы проблемы провести отличную User generated lecture.

В прошлом году я была в Новосибирске...

Там все еще Советский Союз?

Там за день до встречи с нами студентов проинструктировали, какие вопросы нам задавать. Но мы потом придумали, как узнать реальные вопросы студентов.

Николай, студент, работает в российской компании, занятой разработкой природных ресурсов:
– Если у человека есть идея, то как ему лучше начать собственный бизнес – работать самостоятельно или искать инвестора и нанимать специалистов?

– Как вам лучше приготовить обед – купить продукты и приготовить самому или пойти есть к друзьям? Это зависит от ситуации!

Но в целом компании не инвестируют в идеи. [Если вы впервые начинаете бизнес и у вас мало средств,] то лучший путь для вас это не искать кого-то знаменитого, кто инвестирует в вас, а найти друга, кого-то, кто поверит в вас и вашу идею и вместе с вами сделает веб-сайт или сервис.

– А что если идея слишком сложна, чтобы вы смогли ее воплотить в жизнь самостоятельно или вместе со своим другом?

– Обычно я советую: получите работу в области, которой вы интересуетесь. Так вы узнаете очень много: о проблемах, с которыми компания сталкивается, о ее потребителях. Попытайтесь узнать, что делается плохо в этой компании, что мотивирует людей, как они работают вместе. Самое главное вы узнаете потребителей, людей, у которых есть проблема, которую ваш продукт мог бы решить. Также вы обзаведетесь связями, познакомитесь с людьми, которые могут одолжить вам немного денег или сдать вам площади. Потому что то, что вам действительно нужно, чтобы начать бизнес, это не идея, а контакты, знание отрасли, люди. Это займет 34 года. Это нелегко начинать бизнес, не имея никаких ресурсов.

Рома, молодой человек:
– Я знаю, вы интересуетесь космическим туризмом. Что, по вашему мнению, в нем наиболее интересно? И какой будет стоимость космических полетов через 20 лет в сегодняшних долларах?

Константин Сонин:
– И добавление к вопросу от меня: зачем проводить полгода в Звездном городке? Вы все повидали на Земле, и вам захотелось посмотреть на Землю из космоса? (Эстер Дайсон была дублером космического туриста Чарльза Симони и прошла подготовку в Центре подготовки космонавтов в Звездном городке в 2008
2009 годах Slon.ru)

– Хотя я формально закончила университет, я продолжаю учиться. И одна из вещей, о которой я хотела узнать, космос. Если вы хотите, например, узнать все о Франции, то у вас есть два способа сделать это: купить книгу о Франции или пожить во Франции. Я бы предпочла пожить во Франции. Чтобы больше узнать про космос и про byvshiy Sovetskiy Soyuz (Дайсон говорила по-английски, но слова, транслитерированные латиницей, она произнесла по-русски), я хотела пожить в Звездном городке. Я жила в obschezhitie, ходила в stolovaya. Большинство вещей, которые вы узнаете про Международную космическую станцию, касаются kanalizatsia различных трубопроводов, систем водо- и воздухоснабжения и тому подобного, и того, как их чинить и как чистить туалет. Очень мало времени остается на научные исследования. На это я потратила 6 месяцев и 3 миллиона долларов, и для меня такое образование стоило потраченных денег.

Итак, космос... В России и США космос это священная корова (как и интернет когда-то). Идея состоит в том, чтобы привнести туда коммерческий интерес. Когда 19911992 люди в Sun Microsystems и Digital Equipment Corporation использовали интернет для отправки электронной почты, их критиковали за такое приземленное использование интернета. Но сейчас интернет дает людям свободу, используется для коммерции и многих других вещей. История интернета всем известна. То же самое происходит и в космосе.

Кто слышал про компанию SpaceX? (В аудитории поднимается три руки Slon.ru)

Это коммерческая компания, которая запускает ракеты на орбиту. Стоимость космических путешествий падает резко, но не так резко, как стоимость компьютеров, к сожалению, из-за физики отправки вещей в космос, ведь надо транспортировать на орбиту атомы, а не биты. Я вхожу в консультативный совет NASA (NAC). В общем, если вы хотите полететь в космос или что-то в этом роде, вы можете написать мне после лекции. (Смех в аудитории Slon.ru)

Девушка в красном:
– Вы наблюдали Россию в течение 20 лет. Что, по Вашем мнению, в России осталось таким же, как в Советском Союзе?

– В 1992 году я беседовала с одним достаточно хорошо образованным русским, который смотрел CNN. Он сказал: «Как хорошо, что наше правительство установило свободные рыночные цены!» (Смех Slon.ru)

«Как хорошо, что наше правительство УСТАНОВИЛО СВОБОДНЫЕ рыночные цены!» Он слышал о свободных рыночных ценах, но не понимал, что это на самом деле значит, потому что было представление только о том, что правительство может устанавливать цены. Сейчас, я думаю, большинство людей понимает, как устанавливаются свободные рыночные цены. Главная невысказанное убеждение людей состояло в том, что, по существу, создание прибыли это зло. [Сейчас] мы знаем, что прибыль это хорошо.

Если я смотрю на хорошо выглядящую женщину, я думаю, что она любовница или жена олигарха в зависимости от ее возраста. Я не думаю, что она бизнес-вумен, которая заработала деньги сама. Это у меня в голове. Отношение общества меняется с большим трудом.

Я знаю многих предпринимателей в России, которые считают, что глупо менять политическую систему. Наибольшая проблема России это все еще недостаток доверия к людям, кроме узкого круга тех, кого вы знаете лично. Поэтому очень трудно создавать бизнес. Никто не хочет сотрудничать и общаться. Подозрительность – это самая печальная вещь в России.

– Я думаю, что вы правы. Я думаю, что люди не доверяют друг другу, потому что им не во что верить. Однажды то, во что они верили, просто исчезло, превратилось в руины. Вторая часть моего вопроса: что вам нравится в России?

– То, что сейчас есть право задавать вопросы. Есть у кого-то вопросы? Или мы в Стране Тишины? (Молчание в аудитории Slon.ru)

Молчание было мне ответом. (Все смеются Slon.ru)

(Девушка в зале робко просит микрофон Slon.ru)

Наташа: – Меня зовут Наташа, я из Сибири...

Константин Сонин: – Значит, вы не боитесь, что вас отправят в Сибирь?! (Смех в зале Slon.ru)

Наташа:
– У меня очень практический вопрос. Интернет меняет нашу жизнь. Могли бы вы описать тренды этих изменений?

– Раньше у людей было маленькое окружение. Было три девушки, на которых вы могли жениться, и три работы, которые вы могли получить. У людей было мало выбора и поэтому было мало сожалений. Сейчас есть города, есть университеты, много людей, на которых вы можете жениться, много работ и сотни людей, которых вы можете добавить в друзья на Facebook. Люди подавлены этим множеством выборов. Они должны понять, как управляться с выбором. Это психологическая проблема.

Если вы небогаты, то у вас много ограничений. Если вы богаты, то вам трудно сделать выбор, потому что вы можете выбрать, что угодно.

Деловая девушка в очках с финансовым прошлым, сейчас занимается анализом рынков:
– Я видела вашу страницу и с удивлением обнаружила, что многие ваши прошлые проекты были связаны с социальными сетями, но были проданы, а, если я не ошибаюсь, сейчас ваши интересы сместились в сторону авиации и тому подобного. Почему? И второй мой вопрос состоит в том, что у вас большой опыт работы в интернет-проектах в России и в США. В чем вы видите разницу?

– Я продала проекты, потому что мне нужны были деньги. Что касается второго вопроса, то в России недостаток опытных бизнесменов и хорошо обученных, хорошо организованных менеджеров. Здесь нет недостатка в талантливых программистах.

Честно говоря, мой личный сайт это не очень хороший сайт. (Все смеются Slon.ru) Лучше зафолловите меня в «твиттере».

Я член совета директоров «Яндекса», член наблюдательного совета Livejournal и вовлечена во многие другие интернет-проекты, а авиация и космос это просто другая сторона моей жизни.

Я уверена, вы видели на лекциях по математике, как профессор пишет на доске доказательство, а потом произносит: «Последнюю часть доказательства я оставляю вам в качестве упражнения». Если честно, мне в действительности нравится первая часть [доказательства, а не последняя часть] трудная, новая, тяжелая для понимания и никогда ранее не выполнявшаяся. В интернете «последняя часть доказательства оставлена в качестве упражнения». В космонавтике и в некоторых других областях, например, User Genereated Health, нет. User Genereated Health это не больницы, а то, как люди меняют свое поведение, чтобы стать более здоровыми. Это изменит рынок. Как в России, так и в США огромное количество заболеваний вызывается не болезнями и бактериями, а плохими привычками человека.

Высокий мужчина:
– Что вы думаете об оценке стоимости Facebook? И что будет следующим [большим хитом] после Facebook?

– Поскольку эти вопросы последние, то отвечу очень кратко. Оценка [Facebook] сумасшедшая. Если [бы я владела акциями и мне пришлось] выбирать между покупкой и продажей [акций Facebook] я бы продала. Это не значит, что его стоимость не пойдет вверх, но цена сумасшедшая.

Если вам интересно, то откройте yandex.com и наберите «groupon dyson». Вы найдете мою колонку на Project Syndicate. Я там пишу, что Groupon очень неустойчив.

Что следующее? Я думаю, что-то связанное с обработкой большого количество данных и структурирования данных, как Google Questions. Второе это то, что связано со здоровьем и мотивированием людей. И третье идентификация. Каждый предмет, например, этот стул или автобус будет иметь свой особый номер. Благодаря этому мир станет невообразимо эффективен. Большое всем спасибо! Мой адрес – edyson@edventure.com