В попытках руководства еврозоны справиться со своими гигантскими долгами режет глаз какая-то тотальная нищета мысли. Несколько лет куча бюрократов ходит с одного заседания на другое, но не может придумать ничего интереснее, чем набор банальностей, которые пришли бы в голову любой домозяйке. Надо или меньше тратить (снизить соцвыплаты), или больше зарабатывать (поднять налоги), или продать что-нибудь ненужное (вроде госпредприятий и островов), или занять до получки (у Германии или МВФ, а лучше у обоих). То ли дело правительство Венгрии – самой задолжавшей страны Восточной Европы, где госдолг по итогам 2010 г. перевалил за 80% ВВП, догоняя уровень Ирландии и Португалии. С тех пор как в начале 2010 г. всю полноту власти здесь получили правые националисты, из венгерского правительства хлещет такой антидолговой креатив, что Западной Европе остается только завидовать и учиться. Первым делом националистическое правительство Виктора Орбана расчистило себе пространство для творчества. Две трети мест в парламенте избавили их от необходимости оглядываться на мнение оппозиции внутри страны. А летом 2010 г. исчезли и внешние ограничения. После пары месяцев неудачных переговоров с МВФ, правительство Венгрии заявило, что в иностранных рекомендациях не нуждается и разберется с госдолгом самостоятельно. А фонд пускай оставит себе последние транши кредита в €20 млрд, который предыдущее правительство социалистов выпросило во время кризиса 2008 г. Свобода творчества важнее. СПОСОБ №1. ПРОДРАЗВЕРСТКА В отличие от Греции, Венгрия стала действовать по принципу: никогда ничего не просите – сами все дадут. Пока греческие министры ходят по западноевропейским столицам, выпрашивая очередную порцию финансовой помощи, венгры берут все сами, не спросясь, при помощи чрезвычайного антикризисного налога. Кабинет Орбана обложил этим налогом все крупные банки, страховые, телекоммуникационные и энергетические компании, а также сети розничной торговли. В Венгрии эти отрасли практически полностью контролируются компаниями из Западной Европы, поэтому в правительстве решили, что жалеть их нечего. А чтобы хитрые иностранцы не смогли уклониться от этих выплат, антикризисный налог стали брать не с прибыли, а с более стабильных финансовых показателей. Например, с размера активов для банков (по ставке 0,6% в год) или с совокупной премии для страховщиков (по ставке 6,2%). Эта мера должна принести в бюджет дополнительные полтора миллиарда евро в год и будет действовать, как минимум, до 2014 года, а может и дальше. Западноевропейские компании, конечно, возмутились таким произволом властей в регионе, который они привыкли считать своей восточной колонией. Голландские, австрийские и немецкие CEO грозили венграм потерей инвестиций и рабочих мест, пытались жаловаться в Еврокомиссию и МВФ, обещали уйти с венгерского рынка и больше не возвращаться. Но с момента введения антикризисного налога прошел уже год, а никто из крупных западноевропейских компаний Венгрию так и не покинул. СПОСОБ №2. ЭКСПРОПРИАЦИЯ ЭКСПРОПРИАТОРОВ Раз начав заниматься национальной финансовой системой, венгерское правительство обнаружило там огромный потенциал для борьбы с госдолгом. Оказалось, что нет никакой необходимости повышать пенсионный возраст или снижать пенсии. Достаточно правильно распорядиться теми пенсионными накоплениями, что уже имеются. Поэтому кабинет Орбана решил провести слегка завуалированную национализацию негосударственных пенсионных фондов. Венгрия еще в 90-е по совету МВФ и Всемирного банка перешла на трехколонную пенсионную систему, когда работающий в обязательном порядке платит пенсионные взносы не только государству, но и негосударственным пенсионным фондам для создания индивидуальных накоплений. А если и этого мало, то в негосударственном пенсионном фонде можно открыть себе еще дополнительную, добровольную программу пенсионного страхования. В долгосрочной перспективе такая система снижает нагрузку на госбюджет, потому что люди начинают получать большую часть пенсии из индивидуальных накоплений в фондах. Но на начальном этапе, когда сегодняшние пенсионеры еще ничего не накопили, а работающие уже стали отправлять часть выплат в частные фонды, бюджетная нагрузка наоборот увеличивается. Венгерские министры сочли, что такой индивидуализм во время кризиса – недопустимое баловство, и одним махом перевели все обязательные накопления в частных пенсионных фондах обратно в государственную систему. Граждан поставили перед выбором: или вы пользуетесь только государственной системой, и тогда всеми накоплениями распоряжается венгерское правительство. Или только частной, но тогда в старости никакой государственной части пенсии вы уже не получите. Тем безумцам, кто все-таки выбрал частные фонды, выделили целый месяц (январь 2011 г.), чтобы они выполнили все бюрократические формальности и ушли к частникам, продолжая при этом платить государству обязательные взносы по пенсионному страхованию, которые переименовали в пенсионный налог. Идейных и активных антигосударственников оказалось всего 3% от работающих, а накопления всех остальных достались правительству. То есть госбюджет получил дополнительно 11 млрд. евро доходов, которые раньше лежали без дела в частных, в основном западноевропейских пенсионных фондах. Голландские, австрийские и немецкие CEO опять возмущались, опять жаловались в Еврокомиссию и даже подали иск в конституционный суд Венгрии. Но решения по делу до сих пор нет, а венгерское правительство уже успело потратить треть национализированных сбережений на сокращение госдолга с 81% до 77% ВВП. СПОСОБ №3. НАЦИОНАЛЬНАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ Премьер Орбан и его коллеги оказались бы недостойными звания националистов, если бы не попытались представить госдолг угрозой венгерскому суверенитету, сплотив против нее всех порядочных патриотов. Чтобы каждый венгр мог принять участие в борьбе с главной национальной бедой, в апреле с благословения правительства был создан специальный фонд «Объединимся против госдолга». Начало работы фонда сопровождалось громкой патриотической кампанией. Пожертвования граждан и фирм пообещали вычитать из налогооблагаемой базы. Президент и министр финансов вложили в фонд по месячной зарплате, а несколько венгерских евродепутатов расщедрились на взносы по несколько десятков тысяч евро. К сожалению, особых успехов на этом направлении пока нет. Самый большой взнос составляет 30 000 евро, но он такой один. К началу августа в фонд набежало пожертвований всего на полмиллиона евро, что выглядит довольно бледно рядом с почти 80 млрд. евро венгерского госдолга. СПОСОБ №4. РАССТРЕЛЯТЬ, КАК ПОГАНЫХ ПСОВ Наконец, кабинет Орбана не обошел вниманием и четвертый, самый удобный способ борьбы с госдолгом – показательная порка тех врагов народа, кто эти долги понаделал. Конечно, денег от этого в бюджете не прибавится, но зато все испытают чувство глубоко удовлетворения, почувствовав себя отмщенными. Специальная парламентская комиссия по борьбе с госдолгом пришла к выводу, что эта проблема не могла возникнуть сама собой. В 2002–2010 гг. госдолг Венгрии вырос с 55% до 80%, такого роста не было ни в одной из соседних стран. Значит, во всем виноваты правившие все эти годы социалисты. Теперь всех троих социалистических премьеров 2002–2010 гг. собираются судить за преступления против венгерской государственности. И в правительстве не исключают, что в случае необходимости, подправят кое-какие законы, чтобы премьеры-преступники не ушли от справедливого наказания. Конечно, такая финансовая политика венгерских правых может показаться доморощенной, популистской и даже неприличной в современной цивилизованной Европе. Но в определенной эффективности им не откажешь. Венгрии, в отличие от Греции или Ирландии, никто не предлагает миллиардов из стабфондов. Западная Европа не собирается вытаскивать их из пучин задолженности. Приходится выплывать самим, как умеют. Зато Венгрия не заработала себе имидж нации-попрошайки, добилась в 2010 г. небольшого, но роста ВВП, снизила размеры госдолга и удержала бюджетный дефицит на уровне 4% ВВП. А главное, снизила налоги до рекордно низкого для Восточной Европы уровня: плоский 16% НДФЛ и двухступенчатый 10/19% налог на прибыль. Греция этого добиться не смогла, несмотря на щедрые потоки западноевропейских миллиардов и рекомендаций.