Денис Пинчук САНКТ-ПЕТЕРБУРГ (Рейтер) – Два российских автозавода иностранных производителей – Ford и General Motors – остановили конвейеры с 1 июля, и аналитики уверены, что автосборочные предприятия в России и дальше будут работать с перебоями, поскольку кризис отбил у россиян охоту покупать машины. В январе – мае 2009 года продажи автомобилей в России упали почти в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда рынок рос благодаря высоким доходам и доступным кредитам. Причем, данные Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), которая вдет статистику автопродаж, свидетельствуют о том, что спад продолжается: в мае продажи сократились на 58 процентов в годовом выражении. Именно это заставило General Motors на два месяца прекратить производство кроссоверов Chevrolet Captiva и Opel Antara на петербургском заводе. Михаил Пак из инвесткомпании «Метрополь» предполагает, что автогиганту необходимо распродать накопившиеся складские запасы, которые по его оценке, могут достигать 15 000 – 20 000 автомобилей. «Такой сток мог заставить их остановиться», – рассуждает он. Тем не менее, GM не теряет оптимизма и намерен начать производство в Петербурге третьей модели – Chevrolet Cruze сразу после летнего перерыва. Ford весной добавил к дешевому Focus модель классом выше – Mondeo. Но завод под Санкт-Петербургом с начала лета работает четыре дня в неделю и не будет производить автомобили значительную часть лета. «Мы остановили конвейер с 1 до 9 июля, начнем работу 13 июля. Затем завод уйдет в традиционный отпуск с 20 июля по 9 августа», – сказала Рейтер представитель компании в России Екатерина Кулиненко. Пак говорит, что еще одна причина сбоев – непредсказуемость курса рубля. «Никто не хочет закупать компоненты по текущему курсу. Если рубль и дальше будет дорожать, то выгоднее будет, потом купить комплектующие, и это позволит снизить цены на автомобили». СНОВА ОСТАНОВКИ? Два других петербургских завода – Nissan и Toyota, пока не собираются уходить на каникулы. Однако аналитики убеждены, что работа российских автосборочных предприятий в 2009 году будет крайне нестабильной. Это разрушит надежды чиновников на значительные бюджетные доходы от быстрого роста заводов, которые построены так, что могут увеличить производство в несколько раз при наличии спроса. Бюджет Санкт-Петербурга уже потратил порядка 10 миллиардов рублей на создание инфраструктуры под автозаводы, но сказать, когда эти деньги вернутся в казну, пока не может никто. Кулиненко из Ford признает, что исключить новых остановок конвейера нельзя. «Пока других планов остановки нет, но в условиях слабеющего спроса мы не можем исключить, что нам потребуется вносить дополнительные коррективы в объем выпускаемой продукции». Владимир Беспалов из «ВТБ Капитал» полагает, что до восстановления рынка заводы будут то и дело вставать или сокращать количество рабочих смен. Пак считает, что спад продаж может прекратиться разве что к концу третьего квартала 2010 года. Он прогнозирует падение рынка в 2009 году примерно на 55 процентов. «На какую-то стабильность трудно рассчитывать», – говорит он. Беспалов из «ВТБ Капитал» более оптимистичен: по его расчетам, по итогам года ситуация может быть чуть лучше, чем в первом полугодии, и суммарный спад продаж в 2009 году останется на уровне 40 процентов. (Редактор Алексей Калмыков)