На съезде «Единой России» бывший губернатор Чувашии Николай Федоров в качестве одного из приоритетов «Народной программы» назвал проект Белкомур («Белое море–Коми–Урал») – строительство спрямляющей железнодорожной магистрали от Архангельска до Соликамска через Сыктывкар протяженностью 1155 км. Такой проект будет стоить 480 млрд руб. Сумма не запредельная: строительство трубопровода «Восточная Сибирь–Тихий океан» обошлось в полтора раза дороже (770 млрд рублей). А какие еще мегапроекты могла бы поддержать «Единая Россия»?

Тоннель через Берингов пролив

Проект, о котором говорят уже больше полувека, в очередной раз привлек к себе внимание после завоевания гран-при в октябре 2010 года на одном из конкурсов в рамках ЭКСПО-2010 в Шанхае. А незадолго до того в своей первой записи в блоге о нем упомянул глава РЖД Владимир Якунин. Строительство тоннеля через Берингов пролив – задача масштабная сама по себе. Его длина может превысить 110 км: знаменитый «Евротоннель» под Ла-Маншем в два раза короче. Задачу строителям будущего могут упростить два острова, благодаря которым тоннель через Берингов пролив разбивается на три отрезка. Во сколько обойдется строительство? Для сравнения, «Евротоннель», открытый в 1994 году, стоил 10 млрд фунтов стерлингов (около $20 млрд по тогдашнему курсу). Но тоннель – это еще не все. К нему с двух сторон нужно подвести железнодорожные магистрали, что увеличит стоимость проекта в два с лишним раза: в России – ответвление от «Транссиба» до Чукотки, в США и Канаде – строительство недостающих участков путей.

Поворот сибирских рек

В последние годы в России об этом проекте говорили только в связи с именем бывшего столичного мэра Юрия Лужкова. По неким до сих пор неясным причинам экс-градоначальник раз в год железно вспоминал о нехватке воды в Средней Азии, а в октябре 2008 года – в самый разгар финансового кризиса – даже презентовал книгу «Вода и мир», посвященную этому вопросу. Суть проекта в направлении части стока сибирских рек (Иртыша, Оби и некоторых других) в бассейн Аральского моря. И в Советском Союзе проект был даже одобрен: строительство канала «Сибирь –Средняя Азия» должно было завершиться к 1985 году. Но в итоге голоса тех, кто говорил о катастрофических последствиях, вместе с все ухудшающимся состоянием СССР сделали свое дело: от строительства отказались. Нынешние оценки стоимости проекта начинаются от $40 млрд.

Эвенкийская ГЭС

Среднегодовая выработка на этой гидроэлектростанции ожидается на уровне 46 млрд кВТ•ч – в два раза больше Саяно-Шушенской ГЭС. Проект относительно молодой, но тоже родом из Советского Союза: подготовительные работы по Туруханской ГЭС были начаты в конце 80-х. Из-за ухудшения экономической обстановки в 90-х годах в России его заморозили. И достали из стола только через 15 лет, причем пыль смахнул лично Анатолий Чубайс, в то время возглавлявший РАО «ЕЭС России». В прошлом году компания «РусГидро» уже планировала начать строительство, но под давлением экологов при поддержке губернатора Красноярского края отказалась от проекта. Стоимость проекта в 2007 году оценивалась в $12 млрд.

Мост на Сахалин

Полпред президента в Дальневосточном округе Виктор Ишаев лоббирует стройку, которая также может стать самой дорогой в современной России – железнодорожный мост, соединяющий материковую Россию с островом Сахалин. Сейчас через Татарский пролив работает паромная переправа Ванино-Холмск, закрывающаяся в зимний период. Владимир Путин уже поручил вице-премьеру Сергею Иванову и министру транспорта Игорю Левитину проработать этот проект с предварительная оценкой стоимости в $14 млрд.