Фото ИТАР-ТАСС/ Александр Рюмин

В продолжение моих колонок про обучение навыкам принятия решений и вреде искусственного продления детства мне хотелось бы поговорить о детском труде. Не о каторжной работе подростков на Путиловских заводах, а о том, когда современным детям имеет смысл начинать приобщаться к настоящему труду. Не такому, когда принес пятерку, почистил зубы или вымыл посуду – на, получи деньги, а настоящему, полноценному труду. Как у взрослых, только с поправкой на детство. Так вот, я считаю, что современному ребенку необходимо работать. И учиться распоряжаться пусть небольшими, пусть с таким большим трудом, но самостоятельно заработанными деньгами. В младшем возрасте навыки принятия управленческих решений прививаются посредством предоставления выбора между развлечениями. Детям – ученикам старших классов нужно пробовать себя уже в «боевой обстановке». Только у нас в стране это сделать непросто. Спектр, где можно применить детский труд, очень ограничен, и все это достаточно тяжелая и неквалифицированная работа без перспектив роста. Обычно это уборщики, посыльные и курьеры. Хотя и там найти место ребенку очень непросто. Даже в сетях фастфуда, вроде McDonald's стараются нанимать по большей части совершеннолетних. У работодателей масса законодательных ограничений с трудоустройством детей, якобы у нас в стране таким образом защищается детство. Вот, пожалуйста, странная образуется система, когда и большинство родителей, и само государство действуют удивительно заодно – выращивают великовозрастных дурачков, инфантильных и неподготовленных к реальной жизни. Во времена Советского Союза существовал весьма неплохой инструмент, позволяющий детям вникать в особенности взрослого труда, – УПК (учебно-производственный комбинат). Школьники могли практиковаться, работая на полставки хоть в детском саду, хоть на заводе, хоть швеей. Вариантов было довольно много. Я вот так к 16 годам уже был обладателем водительских прав категории С. И с ними работал в довольно известной конторе – «Совтрансавто». Эта система разрушена, хотя в ней был вполне очевидный смыл. Как минимум прививается уважительное отношение к труду.

Понятно, что нет необходимости обучать сейчас девочек на швей-мотористок: спроса на эту профессию нет. Но почему бы не поговорить о такой профориентации, которая востребована на нынешнем рынке труда. Особенно хорошо было бы при участии работодателей. Они получают недорогую рабочую силу, а дети – первый и, наверно, самый важный трудовой опыт. Система подобных УПК, на мой взгляд, позволит решить и ряд других нынешних проблем, связанных, с одной стороны, с переизбытком невостребованных на рынке труда людей с высшим образованием, а с другой – с недостатком специалистов со средним профессиональным образованием.
А так мы получаем печальную картину: не пойми чему учат в школах, не пойми чему – в вузах. В итоге выпускается масса людей с амбициями профессионала со стажем, но совершенно не готовых ни к какой квалифицированной работе. Экономике, подобной нашей, не требуется такое число людей с высшим образованием. А людей со средним профессиональным образованием почти нет. Нет квалифицированных работников что для завода им. Лавочкина, что для какой-нибудь розничной сети. Хотя сейчас многие рабочие специальности могут быть гораздо более высокооплачиваемыми, если речь идет о квалифицированном труде, чем подай-принеси в офисе, но с дипломом вуза. Высшее образование должно быть заслуженным.
Раннее включение ребенка в труд, умение зарабатывать деньги, равно как и умение ими распоряжаться, быстрее позволяют ему включиться во взрослую жизнь. Главное, позволяют не идти на поводу у родителей и самому выбирать свое будущее. Ведь дети должны получить возможность сделать выбор. Попробовать на себе, самим разобраться, что предпочтительнее – вуз или рабочая специальность. А нам – родителям, если у нас очень большие амбиции и мы уверены, что с выбором кровиночка поторопился, остается только показывать собственным примером, что хорошо, а что не очень. И не возлагать на детей свои прошлые неудачи, и даже если стукнуло 60 лет, все равно стремиться к росту. Только личный пример даст ребенку представление, где профессия и труд, а где – восьмичасовое отбывание повинности.