Фото: ИТАР-ТАСС/ EPA

Дмитрий Медведев в прошлую пятницу впервые узнал, что в России «доля государственных расходов – около 40% ВВП, что является самым высоким показателем среди стран БРИК, почти вдвое выше, чем в Китае». «Я не знал факта», – сказал Медведев. Трудно поверить, что Медведев не знает объем государственных расходов, хотя ежегодно подписывает бюджет страны. Еще труднее понять, как президент может так искренне и открыто признавать свою неосведомленность. Напомним, что именно конфликт по поводу объемов государственных расходов привел к увольнению министра финансов Кудрина. Возникает вопрос, а насколько полной информацией располагал президент в момент, когда решался вопрос об отставке Алексея Леонидовича?

Вопросы вызывает то, как работает администрация президента, его помощники и советники. Президент задумал делать «Большое правительство», чтобы иметь обратную связь и картину происходящего. А что он знает о России сегодня? Slon решил спросить экспертов, каково качество аналитических докладов, которые ложатся на стол президенту:

Евгений Гонтмахер,
член правления «Института современного развития»

Дмитрий Анатольевич сам же не может следить за той информацией, которая идет, тем более, такой экономической информации. Хотя о том, что наше государство занимает слишком большую роль вообще в экономической сфере и социальных процессах общеизвестно, и ему это неоднократно говорили. Как он пропустил эти разговоры? Он сам в последние годы тоже говорил, что у нас слишком много государства. Это говорит о не очень хорошей, мягко говоря, работе тех, кто ему докладывает какие-то аналитические материалы, потому что есть администрация президента, есть министерство экономики, министерство финансов, они готовят регулярно аналитические материалы для президента. И эту информацию нужно было ему рано или поздно сказать. Он же подписывает бюджет федеральный, сейчас он уже прошел первое чтение в государственной думе и где-то в конце декабря пройдет второе. А если заглянуть в материалы бюджета, там это все полностью прописано. Это может вызывать удивление и в отношении Дмитрия Анатольевича, и в отношении администрации. Нет никакого злого умысла, но, наверное, те, кто с ним работают, может быть, считают, что это не очень важный вопрос. Медведев сказал, что эта информация для него – повод призадуматься, ну, вопросы к тем, кто готовит ему доклады большие.


Сергей Гуриев,
ректор «Российской экономической школы»

Очень хорошо, что Дмитрий Медведев решил поставить вопрос о сокращении госрасходов. Это полностью укладывается в идеологию его программной речи в Санкт-Петербурге – об уходе от госкапитализма. Надо сказать, что именно этот вопрос хотел поставить Алексей Кудрин – который настаивал на том, что даже при высоких ценах на нефть необходимо удержаться от искушения роста госрасходов. Впрочем, и Медведев, и Кудрин, и Путин поставили свои подписи под проектом бюджета. Справедливости ради надо отметить, что 40% ВВП включают не только расходы федерального бюджета, но и региональные бюджеты, и что-то еще – муниципалитеты и/или госкомпании (к сожалению, я не видел расчетов Шварцмана).


Сергей Алексашенко,
директор по макроэкономическим исследованиям «Высшей школы экономики

"

Почему Дмитрий Анатольевич этого не знает? Потому что его помощники и те, кто называются его командой, работают очень плохо. Один человек не может знать всего. Для того чтобы президент или премьер мог ориентироваться в ситуации и цифрах, для этого существуют помощники, которые прорабатывают информацию и ему дают. Если он сам рыщет по интернету, то вероятность того, что он это найдет, – мала. Это не прямая ответственность Дворковича или Нарышкина. Должна существовать команда. Команду помощников должен был собрать себе Медведев сам – это его ответственность.