Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru
О малом бизнесе сейчас говорит каждый: одни оценивают его как стремительно развивающуюся сферу деятельности и фундамент новой экономики, другие – видят слабые попытки встать на ноги в условиях бюрократических барьеров и консервативности финансовых структур. Кому верить?
Решения о поддержке малого бизнеса принимаются государством уже давно. Однако, достижения в этой области не могут не вызывать сомнений. Количество приемлемых по стоимости торговых площадей сокращается, ставки аренды помещений и цены на энергоносители растут, а санкции государственных служб продолжают ужесточаться. Получается, что демонстративное стремление облегчить жизнь малым предприятиям сосуществует с административными трудностями и фактическим экономическим давлением. Каковы реальные условия, с которыми сталкивается малый бизнес в России? Попытаемся разобраться.
Банки, обладающие значительным объемом денежных средств, должны быть опорой для предпринимателей. Но ни для кого не секрет, что крупные финансово-кредитные учреждения слишком дотошны, и подходят к вопросам выдачи денег малому бизнесу формально. Ресурсы, предназначенные именно для таких предприятий, распределяются через уполномоченные банки на компании среднего уровня.
От малого к среднему
Почему? Средний бизнес внушает кредиторам больше доверия. Такие организации легальны и обустроены в соответствии с нормами законодательства, они имеют хорошую историю в БКИ. Их устойчивое функционирование создаёт хорошие предпосылки для получения кредита. Словом, с такими предприятиями проще работать.
С этой точки зрения малый бизнес попросту не интересен банкам. В большинстве случаев, его нельзя назвать полностью «белым». Он не может предоставить отчетность в соответствии с МСФО, и, более того, нередко имеет довольно слабый бухгалтерский и налоговый учет. Такие предприятия, а, скорее даже, индивидуальные предприниматели, ограничиваются лишь налоговыми декларациями и квитанциями, подтверждающими уплату ЕНВД. Федеральным структурам и крупным банкам иметь дело с такими организациями ненадежно и хлопотно. Само собой, каждый действует в своих интересах.
С миру по нитке
Простота получения кредита и оформления соответствующих бумаг вынуждает предприятия малого бизнеса обращаться к микрофинансовым организациям. Как альтернатива банкам, МФО имеют множество преимуществ для предпринимателей. Но есть и подводные камни, в числе которых высокие процентные ставки, связанные со срочностью выдачи средств и повышенным риском. Социальный портрет такого заемщика незамысловат: чаще всего, это частный предприниматель 25-50 лет, который столкнулся с закономерными сложностями на этапе открытия или стабилизации своего бизнеса, получил отказ в банке и был вынужден согласиться на далеко не всегда выгодные кредитные условия.
Все это дает малым предприятиям слишком мало шансов на развитие. Банки не хотят разбираться с вопросами в кредитной истории клиентов. Строгие регламенты и безразличие к проблемам другого человека не позволяют банковским клеркам лояльно относиться даже к незначительным нарушениям, хотя зачастую они связаны с ошибками самих же банков – начислением незаконных штрафов, несвоевременной информацией и др. Проявлять гибкость банки пока не спешат.
Малые предприятия и предприниматели ждут доступных займов и индивидуального подхода со стороны банков, последние хотят видеть поручителей, залоги и другие гарантии, которые предприниматели пока просто не могут им предоставить. Как же разорвать замкнутый круг?
Президент Дмитрий Медведев не отрицает того, что «между политическими решениями и конкретными действиями на местах порой проходят годы». Если попытки поддержать малые предприятия действительно предпринимаются, получается, что решения не приводятся в исполнение должным образом?
Проблема выбора
Может, и так. Тем не менее, с увеличением в 2011 году размера страховых взносов для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН) и единый налог на вмененный доход (ЕНВД), с 14% до 34% налоговая нагрузка на предприятия малого бизнеса увеличилась более чем в 2,5 раза.
С отменой режима ЕНВД для большинства видов хозяйственной деятельности и предпринимателей, которых по страховым взносам в пенсионный фонд хотят приравнять к наемным работникам, налоговое бремя может возрасти еще в несколько раз. С 1 января 2014 года система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности отменяется. Таким образом, для индивидуальных предпринимателей станет возможным выбор между общим режимом налогообложения, упрощенной системой налогообложения или патентной системой налогообложения. Организации, относящиеся к малому бизнесу, смогут при определенных условиях выбирать между применением общей системы налогообложения и упрощенной системы налогообложения. При этом будут уточнены размеры ограничений по размеру доходов, дающих право перехода на упрощенную систему налогообложения, с 1 января 2013 года и применения указанной системы налогообложения за налоговый период, начиная с 2013 года.
В результате малые предприятия вынуждены будут применять схемы «налоговой оптимизации». Такая «поддержка» приведет к массовому уходу с рынка многих компаний, возвращению малого бизнеса к его теневым формам и сокращению рабочих мест. А это значит, что по понятным причинам доступный и быстрый кредит от крупных российских банков этим компаниям уже точно не получить, придется искать альтернативные источники финансирования.
Очевидно, предприятиям придется бороться за выживание и в этих условиях, продолжать ждать помощи от государства. Но надеяться, как обычно, в первую очередь, только на самих себя.