Александр Лысковский. Фото: Технопарк в сфере высоких технологий «ИТ-парк»

Фермы, свинки 9-го уровня, эльфы 80-го уровня – игры для персональных компьютеров, социальных сетей и мобильных устройств вошли в нашу жизнь стремительно и, скорее всего, навсегда. О том, чем живет игровая издательская индустрия в России и за рубежом, Slon поговорил с генеральным директором компании Alawar Александром Лысковским.

Давайте обсудим, чем сейчас живет игровая индустрия. Пару лет назад все обсуждали социальные игры – а потом разговоры стихли. Какие тренды наблюдаются сегодня?

– Когда игры для социальных сетей только появились, все говорили: «О-о-о, это что-то новое, большое и интересное!». Но сегодня они перестали быть чем-то новым, обычный сектор рынка: он не поглотил другие, просто хорошо и стабильно развивается, никаких новых лидеров, кроме Zynga, которая вышла на IPO, не появилось. 

Новый тренд – мобильные игры. Этот сегмент рынка растет и меняется очень стремительно. Появляются новые лидеры: год назад никто не верил в Windows Phone 7, а сейчас, с выходом на нем телефонов от Nokia, все увидели, что это нормальный телефон, значит, на нем будут и игры. Но это все не очень отличается от создания игр для обычных компьютеров. Раньше был компьютер, а последние года три – смартфоны, айфоны... а сами игры не сильно поменялись. Управление пальцем, конечно, отличается от управления мышкой, но они все также, или еще в большой степени, легкие в усвоении, яркие, постоянно подбадривают игрока. 

Мобильное направление сейчас для вас приоритетно?

– Да, потому что PC-рынок растет, но медленно, а мобильный увеличивается в 2 или 2,5 раза в год, по мере того, как количество смартфонов увеличивается. 

Хотите стать лидерами в этой области?

– Конечно, мы хотим отвоевать большую долю, стать властелинами мира, покорить все пространство и построить самый большой офис где-нибудь в центре чего-нибудь. (смеется)

В центре мира. 

– В центре мира, да. Вернее, взять и сказать: «Там где у нас офис, там центр мира». А если серьезно, то на PC мы являемся самыми крупными издателями казуальных игр в Восточной Европе. Даже, наверное, самыми крупными за пределами США. И хотим стать такими же крупными издателями игр для массовой аудитории, для мобильных телефонов и смартфонов. Опять же, либо за пределами США, то есть пользуясь поддержкой российских разработчиков, либо даже на территории мира. Не меняя издательскую бизнес-модель, завоевать такую же долю, как в сфере игр для PC, и на мобильном рынке. 

Как реализуется издательская модель?

– Мы находим талантливых ребят, которые хотят сделать игру своей мечты, из какого-нибудь города, Брянска, допустим. Пишем им, общаемся, встречаемся на конференциях, знакомимся, потом даем им деньги на разработку – несколько десятков тысяч долларов. Кроме того, выделяем продюсеров с нашей стороны – они всесторонне помогают разработчикам в создании игры, дают рекомендации по концепции игры, берут на себя разработку промо-плана и многое другое. Разработчики создают за несколько месяцев игру – а мы ее локализуем, тестируем и занимаемся, собственно, продажей, маркетингом, дистрибуцией, и с полученных денег платим разработчикам процент. Издательская модель в играх похожа на издание книг, музыки – есть автор, и есть издатель. Эта же модель позволяет создавать массу новых уровней мобильных тоже. Своя разработка у нас тоже была, мы ее закрыли году в 2005 году; а потом в какой-то момент стали создавать совместные студии, дочерние студии разработки с уже сложившимися коллективами. Еще у нас есть свой фонд поддержки разработчиков.

А насколько сложно найти вот таких крутых «чуваков из Брянска», или они просто на вас виснут пачками?

– Безусловно, к нам приходит большое число обращений от разработчиков, но толковых, конечно, приходится искать, предлагать им какие-то хорошие финансовые условия. В России множество людей хотят создавать игры – это такой способ самореализации для айтишников или программистов.

Расскажите про ваш фонд – чем он занимается?

– Тем, с кем не получается работать по издательской модели, мы даем деньги просто как инвестиционный фонд. Ведь наши каналы продаж, наша дистрибуторская модель подходит не для всех игр. Нестандартные игры нужно так же не стандартно продвигать – вот в таких случаях мы предлагаем разработчикам самим изучать каналы продаж и продвижения. 

Вернемся к мобильным играм. Вы верите в то, что через несколько лет мобильные устройства окончательно вытеснят персональные компьютеры?

– Мне кажется, что через некоторое время, через 3–5 лет, люди перестанут вообще разбираться в компьютерах. У них будут какие-то устройства, в которых есть каналы ввода, интернет и каналы вывода. 

Работа людей, создающих игры, как-то поменяется в связи с этим, меняется ли она сейчас? 

– Разработчикам сейчас приходится думать об огромном количестве устройств, разрешении экранов, операционных системах... Они мучаются, но справляются. Это не сильно усложняет их работу, потому что самое сложное – это не поддерживать три разных вида разрешения экрана или три способа ввода управления, а придумать саму игру, геймплей, жанр, игровой мир. А адаптация под конкретное разрешение или конкретную персону – это несложно. 

Наверно, большего интереса к играм, чем есть сейчас, сложно представить. Это хорошая, устойчивая модель интерактивного развлечения и большие деньги. Годовой оборот игровой индустрии – миллиардов 70, и он растет постоянно. Однажды все будут играть: кто-то больше, кто-то меньше, но играть будут все, так или иначе.

Существует ли мода на игры?

– Сейчас почему-то очень популярно все, связанное с таинственным антуражем, какой-то мистикой. Фермерство популярно до сих пор, хотя интерес к таким играм снижается. Люди, живущие в городах и видевшие корову только на картинках, почему-то очень хотят выращивать свинюшек, ферму, что-то сажать и выращивать. В мобильных играх очень популярна тема зомби. А вот в ресурс-менеджерах для PC сейчас модны сказочные игры – с рыцарями и принцессами.

И моя любимая тема – пиратство: мучают вас пираты?

– Наш основной рынок – не Россия, за рубежом никто не мучает. А в России мы видим положительные изменения за последние годы: пиратства стало меньше, и люди стали цивилизованнее в вопросах авторского права. Мы не торопимся с этим, не считаем, что нужно как-то кого-то наказывать, судиться и сажать за решетку. Это такое перерождение поколения. Постепенно все перестанут воровать и начнут с уважением относиться к чужой интеллектуальной собственности. 

А как происходит перерождение? У людей стало больше денег?

– Нет, люди стали понимать, что владеть чем-то официальным – это удобно. Например, я купил игру, потерял телефон, или у меня новый телефон – и я ее заново поставил бесплатно. Есть масса параметров, по которым удобней владеть оригинальным продуктом. Тем более, он недорого стоит: зачем воровать, искать по каким-то сайтам, сажать себе какие-то вирусы на компьютер? Вы знаете, это как с фильмами раньше было: люди выкачивали из интернета экранку, снятую из под полы в кинотеатре. Там что-то мельтешит, расплывается, голос накладывается, кто-то встает, проходит. Все смотрели это, и думали: «Ну, нормально». А сейчас появились сервисы, позволяющие скачать каждое видео в нормальном качестве за 500 рублей в месяц. 

И все-таки, если оценивать уровень пиратства сейчас в России, насколько сильно вы от него страдаете? 

– Мы вообще не страдаем и видим прогресс. Сейчас столько-то покупают, будут покупать чуть больше. И сейчас российский рынок – достаточно прибыльный для нас, он находится официально на третьем, что ли, месте: Америка, Германия, Россия. Нормальный, хороший рынок. В нем растет самосознание, поэтому рынок будет расти. 

То есть вы не считаете деньги пиратов, не говорите «это наши деньги»?

– Это не наши деньги, да. Но основная проблема все-таки в том, что они запускают мошеннические сервисы на нашу аудиторию и подрывают доверие пользователей, причем не только к играм Alawar, а к интернету и e-commerce в целом. Это – проблема. А не то, что мы недополучаем деньги из-за пиратов.

От чего еще вы не страдаете?

– Лучше спросите, от чего мы страдаем. Мы страдаем от недостатков российского образования. Оно сохранилось на уровне 80-х годов, и в IT все очень грустно. Точные науки, информатику в ВУЗах да и в школах, преподают люди с мизерными зарплатами, они не всегда имеют актуальные знания по информационным технологиям. Современные ВУЗы выпускают, наверно, в 5 раз меньше специалистов, чем нужно, чтобы насытить российскую IT-индустрию. И мы не можем это изменить – это можно менять только на государственном уровне. 

Как вы с этим справляетесь?

– С момента окончания последнего кризиса зарплаты выросли раза в два. Не все компании могут выдерживать такой темп роста зарплат, многие вынуждены переносить отделы разработки куда-нибудь в регионы, где зарплаты ниже, иногда в другие страны даже. Специалистов мало, их переманивают, они переоценены. У нас очень хорошие творческие люди в России, но не всегда это высокие профессионалы по вопросам создания продуктов, подписания документации, превращения творчества в реальный продукт рыночный. 

А если вместо того, чтобы переманивать у конкурентов людей, всем собраться и вместе что-то...

– Знаете, мы пытаемся это делать. Мы сотрудничаем с несколькими университетами, пытаемся какие-то курсы читать, летние-зимние школы проводить для студентов. В Новосибирске, Минске, в Барнауле. Делаем курсы по игровому дизайну, программированию игр для iOS. Очень долго айтишники жаловались, что государство им не помогает. Сегодня есть закон о льготном налогообложении для IT-компаний, более того, с Нового года он будет снижен. Я даже не могу пожаловаться на отсутствие дорог или еще чего-нибудь. В принципе, все у нас есть. Просто очень не хватает новых грамотных людей в индустрии.

Возможно, вот они как раз появятся лет через пять, нынешние первокурсники?

– Там еще, помните, был такой демографический спад в начале 90-х, и сейчас очень мало 20-летних людей, меньше, чем было 10 лет назад. При этом программирование перестало быть чем-то новым – обычная профессия, которая не вызывает ажиотажа. В моем детстве вызывала: программисты казались волшебниками, создающими какое-то чудо с железками. И ведь что нужно разработчику? Хорошее знание математики, точных наук, логарифмическое мышление. Это легко. Прям можно все освоить.

Практически призыв на камеру!

– Давайте, дети, идите в программисты! Тогда через несколько лет у меня будет больше хороших кадров.

А еще играйте в игры.

– Да, именно так.