Владимир Рыжков. Фото: Павел Смертин/Коммерсантъ

Сегодня Верховный суд отменил решение о ликвидации Республиканской партии России (РПР) Владимира Рыжкова. Лидер партии готов переименовать ее в «Парнас» и принять участие в ближайших выборах.

Владимир, Верховный суд отменил решение о ликвидации Республиканской партии России, но значит ли это, что она автоматически будет восстановлена?

– Мы вернулись в исходную точку, в март 2006 года, когда Минюст подал иск о нашей ликвидации. Сейчас получилась правовая коллизия: мы не ликвидированы, но мы еще не восстановлены в ЕГРЮЛе (едином реестре юридических лиц). Сейчас у Минюста есть две недели, чтобы определить, либо они будут обжаловать решение в коллегии Верховного суда – но это бред, они тем самым будут упорствовать в своем нарушении Европейской конвенции, это для них потеря лица. Если они не обжалуют – дальше вторая развилка. Они могут продолжить решение 2006 года, опять начать проверять нашу численность в Калуге, Туле и так далее. Но это тоже абсурд, потому что Европейский суд четко сказал: ликвидировать партию по таким вот придиркам к численности – это и есть нарушение конвенции. Поэтому я надеюсь, что они просто восстановят нашу регистрацию, после чего у нас будет год на то, чтобы привести партию в соответствие с требованиями закона – неважно, нынешнего или будущего.

Почему год?

– По закону проверка проходит каждой весной, но этот год уже начался, поэтому следующая проверка может быть только следующей весной.

Значит, некоторые СМИ ошибаются, когда , ссылаясь на Минюст, пишут, что придется проводить заново учредительное собрание и прочие организационные процедуры?

– Они ошибаются. Если в Минюсте так говорят – мы им устроим кузькину мать. Это было бы рецидивом их правонарушения, установленного уже в двух судах, российском и европейском. Я думаю, журналисты ошибаются, потому что это представитель Минюста говорила в суде до вынесения решения. После вынесения решения, насколько я знаю, они никаких комментариев пока не давали.

Если все-таки будет упрощен закон о регистрации партий – вы будете сохранять Республиканскую партию, или зарегистрируете вместе с Немцовым «Парнас»?

– Здесь нет никакого противоречия, потому что РПР – один из учредителей «Парнаса», и мы свою позицию менять не собираемся, мы видим свое будущее в объединенной демократической партии. При этом восстановление РПР для нас дело принципа – мы утверждали, что партию ликвидировали незаконно, и мы это доказали.

Но хоть что-то на практике может дать наличие партии?

– Конечно, может, если мы быстро получим регистрацию (а такая вероятность есть), то мы просто назначим съезд, переименуем РПР в «Парнас», пригласим туда всех членов «Парнаса», и у нас будет новая зарегистрированная партия без учредительного съезда, которая сможет участвовать в региональных и местных выборах в октябре этого года.

А на перевыборы Госдумы вы разве не рассчитываете?

– У меня есть полная уверенность в том, что этот парламент не проработает все положенные годы, и на новых выборах партия, созданная на базе РПР, может рассчитывать на очень хороший результат.