Все-таки Россия – удивительная страна. Одна туристическая компания не смогла выполнить свои обязательства. Общее число пострадавших, включая тех, кто только купил путевки, но еще никуда не уехал, не превышает 4 000 человек. В среднем, цена вопроса для каждого – $1500, в сумме не больше $6 млн. И премьер-министру России – страны с бюджетом на многие порядки большим – приходится лично распоряжаться о решении проблемы. В итоге в роли спасителя выступает банк ВТБ, который выделяет кредит на сумму в $7 млн. 

Пусть, это особенности управления страной. Но, мало того, на примере «Ланта-тур» заговорили о критической ситуации во всей туристической индустрии (что, отчасти, правда). Однако из этого совершенно не следует вывод о падении всей отрасли в России и тотальном кризисе. Не надо паниковать! Европейский туристический рынок тоже проходил через череду слияний и поглощений.

Туристический бум в Европе начался в середине 90-х, когда в силу вступило шенгенское соглашение. Рынок был перенасыщен туроператорами, соответственно, предложение также превышало спрос. В огромном количестве появлялись туристические агентства, зачастую, не имеющие под собой никакой базы или опыта в работы в этом бизнесе. 

Буквально через 5 лет это привело к значительному сужению рынка. Сегодня европейская туриндустрия – четыре крупных оператора (британские Thomas Cook и Virgin, немецкая TUI и французский Kuoni). Лидер рынка TUI обслуживает около 30 млн туристов в год. Весь российский рынок зарубежных турпоездок примерно в два раза меньше. Эти четыре игрока объединили под собой турагентства по всей Европе (а TUI даже вышел на российский рынок) и поделили зоны ответственности. Например, TUI «закрывает» направления Египта, Турции, Таиланда. А Thomas Cook – один из старейших британских туроператоров – работает по внутреннему туризму (Испания, Греция, Франция). При этом Kuoni занимается как внешним, так и внутренним рынком. 

Банкротств почти не было, а последними громкими сделками стало слияние First Choice и Thomson, которое привело в 2007 году к уменьшению выбора туров на 1,25 млн, а затем поглощение объединенной компании со стороны TUI. После рынок приобрел свой нынешний вид. Одновременно Евросоюз выработал меры по снижению влияния монополизации на потребителя. 

Российский рынок находится в начале этого пути. По своему уровню развития он примерно на 10 лет отстает от европейского. И только начинает консолидироваться. Из существующих на данный момент 100 агентств и туроператоров часть закроется или обанкротится, другая будет поглощена более удачливыми конкурентами. Останется не больше 10 крупных игроков, которые смогут стабильно распределять запросы в перевозках. Плохо, что четкое законодательство, расписывающее деятельность туроператоров, в России находится в стадии формирования. А оно просто необходимо: после отмены лицензирования турагентства стали расти, как грибы после дождя, не имея под собой практической и юридической почвы. Вот другие тенденции, которые сейчас формируют будущую туриндустрию России: 

Развитие интернет-проектов в рамках традиционных туроператоров и агентств: онлайн-продажи авиабилетов, бронирования номеров в отелях. Снижение спроса на групповые пакетные страны, связанное с самостоятельным бронированием путешественниками билетов и отелей с помощью онлайн-сервисов. Число путешествующих по турам останется большим по массовым направлениям, таким как Турция или Египет, Снижение числа туроператоров в соответствии с количеством направлений и спроса на них. Речь о Турции–Египте, Европе, Азии (Таиланд, Индия) и небольшом рынке по Латинской Америке (Доминикана, Куба). Появление технологичных интернет-проектов, которые дадут туристам возможность самостоятельно забронировать полный спектр услуг в интернете с получением всех документов. Однако онлайн не сможет на 100% заменить оффлайн: до сих пор остается много людей, которым нужны консультации по туру, совет и помощь в выборе, а также тех, кто не готов платить значительные суммы за отдых только по интернет-предложению.