Являясь одновременно женщиной и владельцем бизнеса, я постоянно расстраиваюсь, когда сталкиваюсь с темой «женского бизнеса» и «женщин предпринимателей». Тему эту в последнее время, с ростом интереса к малому и среднему предпринимательству, склоняют все, кому не лень: профессиональные СМИ со статьями на тему «Как совместить бизнес и грудное вскармливание», «Карьера и маникюр» или «Стоит ли флиртовать на деловых переговорах», профессиональные же ассоциации и объединения, строящиеся по принципу «Я – девочка». При всем уважении к участникам подобных ассоциаций в России и журналистам, делающим свою работу, я считаю, что понятие «женщина в карьере и бизнесе» – самое настоящее зло. И на то есть несколько причин.

Начнем с карьеры, то есть, работы по найму. Действительно, как бы ни печально было это признавать, женщины сталкиваются с определенными трудностями, меняя работу или двигаясь вверх по карьерной лестнице. Речь, конечно же, не о том, что начальник может ущипнуть за какую-нибудь чисто женскую округлость: во-первых, с таким начальником лучше не иметь дело, во-вторых, мир разнообразен, и с проблемой домогательств или оскорблений по гендерному признаку могут столкнуться и мужчины. Несправедливость в другом: будем честными, работодатели часто боятся брать на работу молодых нерожавших женщин.

Незамужняя (или просто без ребенка) женщина в возрасте примерно с 25 до 30 лет – в проблемной зоне. При прочих равных, работодатель выберет кандидата мужского пола или женщину с ребенком – меньше шансов, что в ближайшие пару лет сотрудник уйдет в декрет. Впрочем, если равных вам в вашем деле нет, волноваться не стоит.

Теперь переходим к предпринимательству. «Тебе в бизнесе легче, ты работаешь в женской сфере», – часто говорят мне, и ошибаются дважды. Во-первых, в хантинге (в особо крупных размерах) традиционно работают как раз мужчины. Во-вторых, женщине в бизнесе не может быть легче или сложнее, хотя, безусловно, есть свои нюансы. Развивая свое дело, до определенного момента я не сталкивалась ни с какими гендерными различиями. Определенные предубеждения начали ощущаться на уровне венчурных инвесторов – традиционно закрытой и довольно консервативной сферы. Я наблюдала это совсем недавно: мы с моим партнером по бизнесу, мужчиной, сидели на переговорах с крупным венчурным инвестором. Когда говорил мой партнер – его слушали. Как только в разговор вступала я, внимание рассеивалось: «Баба, что с нее взять? Ну, пусть поговорит…». Так что, я бы сказала, что, когда речь заходит о сумме в $1 миллион долларов и выше, – начинаются трудности (либо это все-таки частный случай и отношение к женщине-бизнесмену конкретных людей). Этот стереотип еще предстоит переломить.

Но переломить его невозможно, объединяясь в ассоциации женщин-бизнесменов и ведя заумные разговоры о «женском бизнесе», потому что никакого женского бизнеса не существует. Либо ты бизнесмен, либо – девочка. И чем раньше бизнесмен убьет в себе девочку, тем лучше. Конечно, некоторые качества, гораздо более остро свойственные женщинам, а не мужчинам, в собственном деле только помогают: например, предусмотрительность и умение «стелить соломку», интуиция. А вот все остальное, как то: культивация истерик, «я слабая», «вы мужчина и умный, помогите глупой даме» и накручивание локона на наманикюренный палец (нет, я не призываю отказаться от маникюра!) ничего, кроме снисхождения и мысли «вот же курицы» не вызывают. И получается, что, во-первых, женщины сами провоцируют гендерное неравенство, во-вторых – это негативно сказывается на бизнесе и деньгах. 

Так что убивайте женщин в своих головах, дорогие бизнесмены, убивайте – это только на пользу. У этого есть только одно негативное последствие: партнеры и клиенты начнут воспринимать вас как боевого товарища и перестанут подавать пальто на выходе из ресторана. Но тут уж либо шашечки, либо ехать.