Главного героя в биографическом фильме «Джобс» режиссера Джошуа Майкла Стерна сыграет Эштон Катчер. Новость датирована 1 апреля, но есть все основания считать, что Катчер – действительно самая подходящая кандидатура. Считается, что решение пригласить на роль бывшего главы Apple именно этого актера принято во многом из-за его внешнего сходства c молодым Стивом Джобсом. Но, очевидно, есть и другая причина: Катчер лучше всех американских и европейских актеров разбирается в современном хайтек-рынке, на протяжении нескольких лет лично инвестируя в технологические стартапы. Актер давно разрывается между Голливудом и Кремниевой долиной. 

С 2007 года Катчер инвестировал в десятки стартапов, как через свой фонд, так и самостоятельно. В его инвестиционном пакете есть и уже состоявшиеся звезды, и совсем молодые проекты: от Airbnb, Flipboard и Foursquare до Path, Fab и Gidsy. Пока самым успешным объектом инвестиций актера считается Skype. В сервис интернет-телефонии , который на тот момент оценили в $2,75 млрд, Катчер в составе пула инвесторов вложился в 2009 году. В прошлом году Microsoft купила Skype за $8 млрд.

Катчер никогда не демонстрировал специальные знания об интернет-бизнесе и рынке технологический стартапов. Журналисты не раз ловили актера на недостаточной информированности о собственных проектах. Например, Катчер считал, что дизайнерское сообщество Fab.com является социальной сетью для геев, а сервис аренды жилья Airbnb, кроме всего прочего, предлагает пользователям каталог элитной недвижимости, выставленной на продажу. Сам актер называет свой стиль инвестирования интуитивным: «Стартапы очень похожи на киносценарии. Продюсер приносит тебе заявку, и ты должен оценить, что из этого получится, будет иметь фильм успех или нет. В кино мне обычно удавалось выбирать правильные проекты. Теперь этот опыт применяю в интернет-бизнесе».

На рынке стартапов давно ходят разговоры, что Катчер является профессиональным «свадебным генералом»: фонды специально берут его в инвестиционный пул, чтобы привлечь дополнительное внимание и к самому стартапу, и к сделке. Медийная поддержка инвестиций в стартапы сегодня не менее важна, чем сам факт финансовых вложений в перспективный проект. Как показывает практика, хорошее информационное освещение инвестиций повышает популярность сервисов в несколько раз. Частично подтверждает эту версию тот факт, что Катчер практически никогда не вкладывается в стартапы самостоятельно (единственное исключение – сервис продаж спортивных и концертных билетов SeatGeek) и предпочитает совместные инвестиции с узким списком доверенных фондов. С другой стороны, Катчер, конечно, актер известный, но не на пике карьеры, в Голливуде есть куда более звездные и подходящие персонажи для того, чтобы создавать вокруг себя медийный шум.

Любимчик Катчера в его инвестиционном портфолио – сервис Flipboard. В социальный агрегатор актер вложил больше всего средств – целых $10,5 млн. Cудя по всему, Flipboard, в отличие от других своих проектов, Катчер знает хорошо. Его не раз видели просматривающим социальный журнал на личном айпэде. Журнал Variety даже сообщал, что актер предлагал показать планшет с открытым Flipboard в одном из эпизодов фильма «Больше чем секс», где он сыграл одну из главных ролей, в качестве product placement, но эту идею не утвердили продюсеры.

Мечта Катчера (как, впрочем, и многих других интернет-инвесторов), о которой он говорил в своих интервью не раз, – создать конкурента Facebook. Главную социальную сеть актер недолюбливает, хотя и поддерживает там личную страницу с 12 миллионами подписчиков. Катчер считает, что Facebook разросся до неприличия и превратился из удобного сервиса коммуникаций с друзьями в медийную платформу. Аналогичные претензии у звездного инвестора к Twitter. Он начал использовать сервис микроблогов намного раньше многих звезд Голливуда, но быстро разочаровался в нем: «Похоже, что сегодня Twitter превратился в издательскую платформу, и то, о чем кто-то щебечет, становится новостью, которая разносится по всему миру, и ошибочная информация быстро становится кормом для критиков». Сейчас инвестор обхаживает перспективную социальную сеть Path, ориентированную на общение с ограниченным кругом друзей, – еще 2 года назад он вложил в нее $2,5 млн.

Еще одна стратегическая цель Катчера – популяризация стартапов на уровне Голливуда. «Нужен герой, молодой, но еще неизвестный интернет-предприниматель. Его будни, его реальные проблемы, его история. Кино про Цукерберга – это совершенно другой жанр, это мифологизация, там мало правды», – говорил актер уже после премьеры фильма «Социальная сеть» Дэвида Финчера. Еще одна перспективная затея – комедийный сериал о буднях технологического стартапа в Кремниевой долине. Якобы Катчер уже несколько лет ищет хороший сценарий для такого проекта. Частично с задачей популяризации стартапов в кино он справляется уже сейчас. С прошлого года актер исполняет роль интернет-миллиардера в сериале «Два с половиной человека» – миллиардером его герой стал ни много ни мало после того, как продал свой стартап компании Microsoft. Теперь же Катчеру предстоит сыграть главного кумира всех интернет-предпринимателей современности.