Фото ИТАР-ТАСС/ Слава Алахов

Главный храм страны принадлежит не церкви, а Москве, и управляет им фонд, ежегодно получающий сотни миллионов рублей из налогов москвичей. На территории Храма Христа Спасителя «Московские новости» обнаружили целый бизнес-центр, где предлагают свои услуги десятки компаний – владельцы некоторых связаны родственными отношениями с руководством этого фонда.

Газета пишет, что хозяйственной частью ХХС управляет некоммерческая организация «Фонд Храма Христа Спасителя», учрежденная когда-то еще для сбора пожертвований на возведение храма. В 2011 году ХХС получил 217 млн рублей из бюджета Москвы, а в 2012 получит уже 372 млн. Финансовые отчеты фонда широкой публике недоступны: он отчитывается только перед попечительским советом, который возглавляет Патриарх Кирилл.

В 2000 году храм достроили и символически передали РПЦ, и с тех пор фонд зарабатывает как умеет. На территории храма работает пиццерия, дорогие сувенирные магазины, автомойка, подземная парковка. Но настоящей золотой жилой оказалась сдача помещений в аренду: зал Церковных соборов – 450 000 рублей в сутки, конференц-зал – 100 000 рублей. Так, адвокатская контора «Ваш надежный советник» обзавелась офисом прямо над алтарем. Никаких скидок на православие не предусмотрено: РПЦ платит полную цену, если хочет провести мероприятие в «светской» части храма. 

Исполнительным директором Фонда Храма Христа Спасителя является Василий Поддевалин, совладельцами нескольких фирм, живущих на территории храма, – его дети Елена и Михаил. Им принадлежит автомойка ООО «Мытный двор» (на официальном сайте Фонда ХХС ей посвящен целый раздел). Елена и Михаил Поддевалины также являются совладельцами ЧОП «Колокол», которое отвечает за безопасность на территории храма. 

Фонд по-прежнему получает пожертвования – правда, не всегда добровольные: к примеру, в 2007 году управа района Коньково разослала предпринимателям факсы с требованием перечислить 20 000 рублей на нужды ХХС. Тем, кто не послушался, пришли новые письма, где требовалось уже «принять срочные меры по ликвидации имеющейся задолженности». 

Представители РПЦ, фонда и чиновники московского правительства разговаривать с журналистами «МН» о храме не захотели.