Пару месяцев назад я начал вести блог от имени вымышленного героя – активного сторонника Владимира Путина. За это время герою моего блога удалось привлечь около семисот «друзей», оставить 48 записей в духе «Путин наше все», «Нет оранжевой угрозе», и «Во всем виноват Госдеп», получить 3942 комментария, самому отправить 1018. Ведение блога «ЗАВВП» позволило сделать три интересных наблюдения.

Наблюдение первое: был несколько удивлен тем, что довольно много посетителей журнала на полном серьезе отнеслись к опубликованным постам (в особенности, принимая во внимание то, что все посты были написаны в стиле «я у мамы дурачок»). Но, в конце концов, та чепуха, которую нес герой моего блога, по содержанию близка к программам федеральных каналов или к выступлению Путина 23 февраля в Лужниках.

Наблюдение второе (хотя, скорее, не наблюдение, а обращение к тем, кто разделяет мировоззрение героя моего блога). Если я смог написать полсотни постов про «продажную оппозицию», «коварный Госдеп» и «великого Путина», причем у подавляющего большинства читателей не возникло сомнений в искренности моих убеждений, то, возможно, дикторы федеральных каналов и приглашенные ими политологи-эксперты произносят эти речи с той же степенью искренности, что и я. 

Но самым интересным из того, что я наблюдал, была реакция сторонников оппозиции на мой блог. Я зафрендил около трех тысяч читателей оппозиционных блогов (avmalgin, dolboeb, drugoi, navalny, yashin) с целью проанализировать их реакцию. Чтобы соблюдать принцип случайности, я френдил комментаторов в разное время суток и из разных страниц списка комментариев к постам (начало, конец, или середина) – всех подряд на выбранной странице, без исключений. Подавляющее большинство читателей, пришедших в мой блог, реагировали либо в стиле «ты продажная нашистская тварь», либо «ты тупая путинская быдлота». Безусловно, герой моего блога своими мыслями и высказываниями не давал повода поверить в наличие у него каких-то особых интеллектуальных способностей, но еще раз хочу подчеркнуть: мои посты по духу и содержанию были очень похожи на то, что вещают с телеэкранов. И здесь лидерам оппозиции, возможно, имеет смысл изучить стратегию агитации Путина и его команды.


В декабре 2011 года пиарщики Путина довольно четко идентифицировали ядро протестного электората – так называемый «креативный класс». Они прекрасно поняли, что склонить этих людей на свою сторону не получится, потому что не получится никогда, так что их обозначили как «врагов России», «зажравшихся москвичей», и сконцентрировали свои агитационные усилия не на них, а на сомневающихся и колеблющихся. В результате Путину на мартовских выборах удалось набрать намного больше голосов (если считать, что уровень фальсификаций был примерно одинаков), чем «Единой России» в декабре. Есть мнение, что фальсификации в марте носили менее масштабный характер – и тогда результат усилий путинского агитпрома еще более внушительный, а неудача оппозиции еще более очевидна.

Агитационные усилия лидеров оппозиции были направлены, в основном, на «креативный класс», который и так был основным ядром антипутинского электората. Посты оппозиционных блогеров, акции «Белое кольцо», автопробег «За честные выборы» и прочие мероприятия были рассчитаны на ту же целевую аудиторию, что вышла на митинги 10-го и 24 декабря. В результате с декабря по март лидерам оппозиции не только не удалось привлечь дополнительных сторонников, но даже разочаровать некоторых из тех, кто выходил на декабрьские митинги. Как следствие, число вышедших на митинг 10 марта было намного меньше, чем число вышедших 10 декабря.

Оппозиционным стратегам нужно подумать, как привлечь на свою сторону тех, кто сейчас поддерживает Путина, используя доступные каналы распространения информации. На текущий момент проникновение интернета в России достигло 50%, однако многие пользуются интернетом всего несколько лет (еще 4 года назад число пользователей интернета было в два раза меньше). Для большинства пользователей российского интернета телевидение является основным источником информации, а интернет – второстепенным. Представьте себе типичного «новичка» интернета, мировоззрение которого пока еще сформировано федеральным телевидением. Он выходит в Сеть и, естественно, пытается защищать те ценности, которые были сформированы в течение многих лет (с большой долей вероятности они включают поддержку Путина и действующей власти). И что он тут же узнает о себе? Прежде, чем он получит доступ к альтернативному взгляду на мир, ему, скорей всего, предложат выбрать: либо он «продажная пропутинская дрянь», либо «тупое быдло». Угадайте, на каком выборе он остановится? Правильно, скорей всего, он вернется к получению информации из федеральных каналов или провластных интернет-СМИ, где ему расскажут, что «зажравшиеся москвичи» держат простой народ за «быдло» и только и хотят, что разрушить страну. Эта информация вполне органично ляжет на его небольшой опыт посещения «интернетов». 


Кстати, путинские пиарщики подметили, что многие сторонники протестного движения считают себя чуть умнее и способнее, чем сторонники Путина, да и само название «креативный класс» подразумевает, что класс сторонников режима – не совсем «креативный». 

На мой взгляд, усилия лидеров оппозиции должны быть направлены прежде всего на то, чтобы убедить своих сторонников: подавляющее большинство поддерживающих Путина – это не тупые или продажные люди, а вполне нормальные люди, наши сограждане. И обращаться к ним нужно уважительно. То же самое касается членов движения «Наши». Я допускаю, что многие лидеры этого движения участвуют в пропаганде небескорыстно. Однако я также уверен, что большинство рядовых «нашистов» вполне искренне поддерживают Путина. Посмотрите интервью знаменитой «Светы из Иваново» – сложится у вас мнение о корыстности ее мотивов? Представители «креативного класса», могут, конечно, заклеймить ее «тупым быдлом», но добьются ли они этим привлечения новых сторонников? Такой подход и не делает оппозиционерам чести, и играет на руку комиссарам «Наших». Лидерам оппозиции нужно концентрировать усилия именно на перевербовке рядовых членов прокремлевских молодежных организаций, которые по большей части представляют собой активных молодых людей, желающих принять непосредственное участие в политической жизни, а не стебаться над «мы стали более лучше одеваться».

Не скрою, я сам еще недавно страдал излишним снобизмом. Поэтому когда два года назад меня пригласил Сергей Гуриев поучаствовать в программе «Послезавтра», я продвигал идею строительства детских садов для будущих детей тех, кого сейчас называют «разгневанными горожанами» или «креативным классом». Каюсь, я тогда придерживался идеологии цыгана из известного анекдота, что «легче новых нарожать, чем этих отмыть», так как большинство моих знакомых – представителей среднего класса – были вполне довольны теми возможностями по зарабатыванию денег, которые существовали в России, и не высказывали особого недовольства существующей политической системой. К счастью, время показало, что я был неправ, и те, кто был всем доволен еще 2–3 года назад, составили ядро сегодняшнего протестного электората. И, на мой взгляд, текущим представителям «креативного класса» также имеет смысл повернуться лицом к «народу», и с уважением относиться к тем, кто сегодня поддерживает Путина. Самая первоочередная задача, на мой взгляд, – это «перевоспитание» существующих сторонников оппозиции, чтобы они не относились к своим оппонентам как к врагам. Ну, и скорейший отказ от термина «креативный класс».

Закончить свою колонку хочу цитатой из мультфильма «Крошка Енот»: «Не бери с собой палки и не строй ему рожи, а улыбнись... Только улыбнись».