ИТАР-ТАСС/ Валерий Матыцин

Спустя полтора года после завершения конкурса на право разработки месторождений имени Требса и Титова интрига фактически разрешена: лицензия у СП «Лукойла» и «Башнефти» отзывается и возвращается «Башнефти», изначально единолично выигравшей конкурс. Остается дождаться появления нового партнера или – собственника компании.

Осенью 2010 года в ожидании конкурса на распределение стратегических недр – сплошь и рядом эти два месторождения (общие запасы оценивались почти в 150 млн т нефти) назывались последними нераспределенными богатейшими углеводородными площадками в России. И все говорили о том, что существуют всего два претендента на их получение – государственная «Роснефть» и лояльный властям «Лукойл». У компании Алекперова в качестве козыря имелся удобный для дальнейшей транспортировки сырья нефтеналивной терминал в окрестностях деревни Варандей на Баренцевом море. Через него добываемую нефть можно было бы вывозить на экспорт – это преимущество вследствие не налаженной в регионе инфраструктуры считалось неоспоримым. Но неоспоримым считалось и преимущество «Роснефти», которая с момента захвата «Юкоса» традиционно получала все лакомые куски недр, имея соответствующий административный ресурс.

Однако же итоги конкурса оказались сюрпризом для всех: «Роснефть» горделиво отказалась от участия в нем, «Лукойл» выбыл в числе первых отсеянных – из-за проблем в поданной документации, – а на авансцену вышла сравнительно небольшая компания «Башнефть» – нефтяная «дочка» АФК «Система» Владимира Евтушенкова. У последней традиционно были проблемы с балансом в добыче и переработке (последняя превалировала), а потому руководство компании объяснило свое рьяное желание заполучить Требса и Титова попыткой выровнять эти показатели. При этом в учет никак не ставилось то, что месторождения требовали колоссальных вложений поначалу и к тому же гигантских затрат на инфраструктуру. Даже если представить, что они бы целиком покрывали недостаток сырья на перерабатывающих предприятиях компании, его доставка требовала бы не менее значительных средств. Получив лицензию, компания включила Требса и Титова в свои сценарии развития и лишь спустя несколько месяцев привлекла в качестве партнера к разработке «Лукойл», признав тем самым, что в одиночку ей не справиться с разработкой.

Выбор в качестве партнера «Лукойла» не стал неожиданностью для участников рынка – в первую очередь, по причине указанного выше инфраструктурного преимущества, однако до последнего было непонятно, насколько «Башнефть» готова делиться нефтяными «дивидендами», да и кто в реальности за ней стоит. Осведомленные источники, в том числе люди, знакомые с разработкой технико-экономических предложений компании, говорили о том, что АФК «Система» станет плацдармом для тогдашнего президента Дмитрия Медведева, который возглавит ее после ухода со своей почетной должности, получив в виде накачанной добычными активами «Башнефти» своего рода отступные.

По мере разрешения кадровой диспозиции во властных органах стала определяться и ситуация в глобальном нефтяном портфеле. «Лукойл» в качестве инфраструктурной и денежной подушки по-прежнему выгоден «Башнефти» на Требсе и Титове, однако становится помехой для власти в ее новой конфигурации, при которой от руля фактически отстраняется серый кардинал российской нефтянки Игорь Сечин. Именно он, как известно, все последние годы курировал компанию «Роснефть» и, по слухам на рынке, ратовал за отстранение «Лукойла» от проекта по разработке Требса и Титова. Несмотря на свою лояльность государству, самостоятельно выходить из проекта компания Алекперова не пожелала. По некоторым данным, в ее пользу ходатайствовал и сам Евтушенков, однако его усилия не увенчались успехом, и в ход пошли «фридмановские» методы – иски миноритариев, которые с успехом применялись к врагам «Альфа-Групп», начиная чуть ли не с 2005 года.

Тем временем, как мы видим, Дмитрию Медведеву нашлось более почетное временное место, нежели условное кресло председателя совета директоров «Башнефти», а потому почетная пенсия на Требсе и Титове экс-президенту не потребовалась. Зато в такого рода отступных остро нуждается Игорь Сечин. И, судя по всему, именно «Роснефти» теперь предстоит перенять эстафету «Лукойла» в партнерстве с «Башнефтью» на ненецких нефтяных приисках. Какова будет дальнейшая ротация, покажет время, а Требс и Титов остаются пока полем для приземления «золотых парашютов» политической элиты страны.