Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

О косметическом рынке пишут очень мало, и разобраться в нем стороннему наблюдателю сложно. А между тем, рынок очень интересный и специфический. К примеру, сколько существует брендов лаков для ногтей? Сотни. Им пользуются все женщины. При этом саму массу выпускают всего несколько производителей в мире, каждый из которых может выпускать основы с разными свойствами: быстросохнущие, блестящие, стойкие и т.д. Все существующие бренды заказывают продукт у одного из этих производителей. С помадами ситуация похожая: производителей больше, но крупных всего 2–3. Например, огромный итальянский производитель масс Intercos производит около 40% потребляемой помады в мире. Intercos достаточно гибок при изготовлении помады и может попасть в заданный ценовой сегмент и в нужное потребителю качество. С ним, например, работает российский сетевой бренд Faberlic.

Что касается отечественного производства, то здесь все сложнее. Например, серьезного производства декоративной косметики, на рынке которой я работаю 17 лет, в советское время практически не существовало. Вспоминается твердая ленинградская тушь, (кстати, она до сих пор пользуется устойчивым спросом). На сегодняшний день отечественного производства косметики полного цикла практически нет. Сырье закупается за рубежом, а здесь только филингуется, то есть фасуется. Конечно, есть компании, которые начинают пробовать сами изготовлять массы, но для этого нужны свои рецептуры, химики-технологи, а у нас даже таких профильных специалистов никто не готовит, нет института, который бы их выпускал. Мы, например, смогли найти только отечественного производителя масс для блеска для губ, с которым уже много лет работаем. Пытались искать по другим категориям, много тестировали, но качество было недостаточно хорошее для того, чтобы предложить этот продукт покупателю, уже избалованному мировыми брендами. С упаковкой то же самое – производителя не найти ни для стеклянной, ни для пластиковой упаковки, все приходится привозить и здесь собирать.

Между тем, у отечественного производства косметики неплохие перспективы, особенно у «декоративки» – много открытых и востребованных позиций. В целом, я бы оценил долю российских брендов косметики на российском рынке примерно в 30% – в крупных городах ниже, в мелких – выше. Конечно, бюджетов на крупные рекламные кампании у нас нет, и единственное, чем российские марки могут завоевать место под солнцем, – цена + качество. Согласитесь, что цена – это сильное преимущество. Ведь большинство крупных международных гигантов, таких как Bourjois, MaxFacto, Loreal, выпускают более дорогую продукцию, среднего и люксового ценового сегмента. Понятно, что в городах-миллионниках именно она пользуется наибольшим спросом, но в регионах востребованы и недорогие марки. Там есть небольшие сети местного значения, оптовые компании, которым это интересно.