Бесплатное российское здравоохранение получило в наследство от Советского Союза теневую медицину. Считается, что с помощью «благодарности» за лечение компенсируются недостаточно высокие зарплаты докторов.

Почти две трети пациентов в городских клинических больницах Москвы давали взятки или «благодарили» специалистов за оказанные услуги. Таковы результаты исследования Максима Григорьева, Владислава Гриба и Нины Вахниной, опубликованного на сайте Общественной палаты РФ «Коррупция в сфере медицинских услуг России». Данные опроса пациентов и врачей показывают, что часто сами больные выступают инициаторами «предложения, от которого невозможно отказаться». Объясняют это недостаточным заработком врачей. Сами врачи указывают также на уровень цен и тот уровень дохода, который имеют их коллеги в других странах. Налицо сложившаяся система неофициальных взаимоотношений, которую можно описать известным сталинским высказыванием: «Хорошего прокормят пациенты, а плохие врачи нам не нужны».

Интересно также, что 35% врачей считают, что сама система из-за недостатков системы страхования, дефицита лекарств и оборудования порождает практику теневых платежей. А 33% врачей и 29% пациентов утверждают, что если заплатить неформально, то медицинское обслуживание обойдется дешевле, чем если платить как положено – через кассу.

В целом описываемые результаты коррелируют с данными предыдущего исследования «Теневой рынок медицинских услуг», проведенного фондом «Новая Евразия» по заказу Института общественного проектирования в 2011 году (опрошено почти 2000 врачей и пациентов в Москве, Тверской и Новосибирской областях).

Пороговое значение, после которого специалисты начинают оправдывать неофициальные выплаты пациентов, составляют для Москвы 25 000 – 30 000 рублей официальной зарплаты, а для Кирова и Новгорода – 15 000 – 20 000 (именно в этих 3 регионах проходило исследование). В большей степени мздоимоство распространено в онкологии, хирургических специальностях и акушерстве-гинекологии. Востребованный хирург или анестезиолог может вообще не снимать деньги с зарплатной карты. По оценкам респондентов (медиков), неофициальные платежи в Москве составляют от 10 до 85 % в ежемесячном доходе врача. По результатам исследования Института общественного проектирования, – около 40%. Чаще и больше пациенты приносят деньги в конверте в городские больницы и роддома. В районные поликлиники и ведомственные больницы – реже.

В группе «социального риска» находятся российские граждане, которые приехали в Москву из других регионов (несмотря на гарантированное обслуживание по полису обязательного медицинского страхования на всей территории страны), а также иммигранты. В некоторых случаях к неформальным выплатам пациентов подталкивает искусственно создаваемый дефицит оказания медицинской помощи. С этим связывают длительное ожидание и последующую оплату услуги 19% респондентов исследования Института общественного проектирования, а 11% и вовсе столкнулось с отказом в бесплатном предоставлении лечения.

Основные причины, по которым пациенты прибегают к «прямым» выплатам – неудовлетворенность доступностью и качеством лечения, а также высокая стоимость платных медицинских услуг по сравнению с неофициальными платежами. При этом теневые платежи не являются гарантией качества лечения, а только улучшают качество обслуживания. К высококвалифицированным врачам узкой специальности попадают по рекомендации, используя услуги посредников или «административный ресурс». Медицинские работники считают, что качество лечения зависит не от готовности пациента «отблагодарить», а от профессиональной компетенции специалиста.

Доктор стал восприниматься как субъект оплаты в сфере услуг, а «благодарность» – как чаевые за качественно оказанный сервис.

Например, распределительная выплата – гонорар за направление в нужную больницу составляет в «скорой» 500 – 1000 рублей. Стоимость платного исследования перед получением квоты варьирует от 2000 – 3000 до 15 000 – 20 000 рублей. Продвижение во «внутренней» очереди оказания операции по квоте может достигать 100 000 рублей. Стоимость услуги по оформлению инвалидности на теневом рынке может составить 10 000 рублей. В Москве выплаты в 1,7 раза выше, чем в Новгородской области, и в 17 раз выше, чем в Кировской.

Cреди теневых платежей пациенты и врачи различают «благодарность» и «взятку». В качестве универсальной границы между этими понятиями определяется критерий «добровольности платежа». Интересно, что мнения опрошенных из разных регионов разошлись. В Москве денежный подарок по инициативе пациентов, как правило, после оказания услуги, считается «благодарностью», в отличие от «взятки», к выплате которой его вынуждают. Это самый популярный тип неофициального платежа, к нему прибегают 46% опрошенных по данным исследования «Теневой рынок медицинских услуг». В этом случае пациент сам определяет размер выплаты и не считает это чем-то дурным. У кировских и новгородских пациентов «благодарность» и «взятка» почти неразличимы друг от друга и отношение к ним пациентов скорее отрицательное. Среди жителей сельской местности резко отрицательное отношение к денежным выплатам. А к «натуральным подаркам» – с конфетами и коньяком – нейтральное. Таким образом, чем крупней населенный пункт, тем более справедливыми и логичными кажутся самим клиентам незаконные выплаты. В целом результаты исследования Института общественного проектирования говорят о толерантном отношении к неформальным платежам. Только 32% пациентов и 25% врачей высказываются за их искоренение.