Несмотря на то, что на дворе XXI век, женщинам все еще необходимо активно бороться за свои права: даже в развитых странах блестящая карьера редко светит представительницам слабого пола, хотя, как это ни странно, в странах БРИК и Азии им удается добиваться большего, чем в Европе и Америке. При том, что высшее руководство большинства компаний признает – женщины в компаниях и на высоких постах очень даже нужны и с их помощью создаются дополнительные конкурентные преимущества – кресла руководителей все равно по-прежнему достаются мужчинам. Такие выводы содержатся в исследовании консалтинговой группы BCG под названием «Разбить «стеклянный потолок»: вопросы продвижения женщин на руководящие должности», в ходе которого было опрошено около 100 HR-менеджеров в 44 международных компаниях, в том числе таких, как Adidas, BMW, Coca-Cola, Unilever, Daimler. Выяснилось следующее. – Доля руководящих постов, занимаемых женщинами, составляет 21% в мире, а среди гендиректоров женщин лишь 9%. Это средние данные по миру, хотя в странах БРИК и Юго-Восточной Азии ситуация с женщинами-руководителями гораздо лучше: там представительницы слабого пола занимают 26% и 32% руководящих должностей соответственно. В то же время в странах «большой семерки» этот показатель составляет в среднем лишь 18% (например, во входящей в G7 Японии женщин в руководстве всего 5%, в Германии – 13%). – Низкий процент женщин в руководстве компаний вдвойне удивителен, учитывая высокую долю женщин как среди получающих высшее образование, так и в занятом населении в целом. В странах ОЭСР 44% всех работников – женщины, в США и Канаде их 47% и 48% соответственно, в Японии – 42%. Причем доля женщин будет продолжать расти, прогнозирует Организация экономического сотрудничества и развития, отмечая, что в последние годы численность работающих женщин растет на 2,2% в год. – Проанализировав деятельность 44 мультинациональных компаний, BCG пришла к выводу, что лишь 17% компаний во всем мире стремятся целенаправленно нанимать больше женщин. Это несмотря на то, что 90% опрошенных топ-менеджеров признают связь между успешностью их компаний и гендерной диверсификацией сотрудников. А 85% руководителей рассматривают гендерное разнообразие в компании ключевым приоритетом по сравнению с любым другим (национальным, возрастным, религиозным и тд). – BCG выделяет четыре подхода к найму женщин в компаниях – фундаментальный, интуитивный, инклюзивный и стратегический. В исследовании отмечается, что существенная часть компаний все еще борются с исторической дискриминацией, а большинство компаний находятся где-то между интуитивным и инклюзивным подходами, склоняясь к тому, что гендерное разнообразие – правильная вещь с этической точки зрения. Лишь несколько компаний близки к четвертому, стратегическому, уровню: они активно используют преимущества найма женщин для роста инноваций, привлечения новых клиентов и рынков, создавая конкурентные преимущества. – Но даже в таких компаниях с активной позицией крайне редко создаются условия для того, чтобы женщины занимали высокие должности. Тенденция состоит в том, что компании концентрируются на «качественных» мерах (таких как наставничество, создание женских сетевых форумов и т.д.), в то время как очень мало внимания уделяется количественному анализу – ведению статистики, мониторингу, установке количественных ориентиров по конкретным должностям. – Проведенный опрос среди респондентов обоих полов показал: мало кто считает, что причиной пропасти в социальном статусе является именно «женская натура» (в плане того, что женщины менее напористы в борьбе за должность). Также в качестве существенных барьеров часто упоминались респондентами трудности совмещения семейной жизни и карьеры, отсутствие специальных программ для женщин, возвращающихся на работу после долгосрочного отпуска. Большинство в качестве главного барьера для карьеры женщины называли нежелание идти навстречу со стороны высшего руководителя и другие сдерживающие факторы, связанные с ориентированием критериев отбора на мужчин при выборе кандидата на должность. По данным другого исследования BCG, 74% женщин-руководителей назвали главной проблемой продвижения женщин по карьерной лестнице культуру доминирования мужчин. Что характерно, с ними согласились лишь 28% мужчин-руководителей.