Полгода назад власти Москвы объявили архитектурный конкурс на разработку проекта концепции развития агломерации старой Москвы и присоединенных территорий. Предварительно были отобраны 10 финалистов. Лучшим во втором туре был признан проект объединенной группы французских специалистов во главе с архитектурным бюро Antoine Grumbach et Associes, «ответственным» за проект Большого Парижа. Победителем в номинации на лучшее решение по новому федеральному правительственному центру стала команда Urban Design Associates из Америки. Общая стоимость проекта Большая Москва составляет 7,5 трлн рублей или почти 185 млрд евро. 

Slon удалось ознакомиться с проектом развития транспортной сети. Разработчики проекта, французская компании Antoine Grumbach et Associes, не раскрывают конкретных сроков реализации проекта. Известно лишь, что все должно быть реализовано к 2047 году, то есть к 900-летию Москвы. Мы решили представить отдельные этапы реализации проекта. По замыслу авторов, Москву должно опоясать железнодорожное кольцо, по которому будут перемещаться поезда со скоростью около 160 км/ч. По всей видимости, эти новые скоростные поезда будут разрабатывать зарубежные подрядчики, возможно будет использован опыт работы с немецкими производителями, которые проектировали в свое время для нас «Сапсан». Строительство самого железнодорожного полотна обойдется в 15 млн евро за 1 км. На первом этапе полукольцо соединит четыре аэропорта – Домодедово, Остафьево, Внуково и Шереметьево – и пройдет через будущий административный цент в Коммунарке. Протяженность этого полукольца составит 90 км. 

После того как будет построен второй участок железнодорожного полотна и кольцо замкнется, планируется протянуть внутри железнодорожную артерию в западном направлении от трех вокзалов и построить по периметру кольца еще одни вокзал «азиатского направления». Транспортные пути внутри кольца могут частично уходить под землю – скорее всего, это будет сделано в пределах МКАД. Приблизительные сроки исполнения этого проекта от 5 до 10 лет. Пять из девяти московских вокзалов будут передвинуты ближе к периметру большого железнодорожного кольца. На местах останутся Киевский и три вокзала –Ленинградский, Ярославский и Казанский – однако они претерпят существенные изменения. В частности, все железнодорожные пути уйдут под землю, а освободившаяся территория будет облагорожена.


Основной осью присоединенных территорий станет ветка нового высокоскоростного метро, которая в документах проекта называется «Новая московская линия». Линия пройдет от трех вокзалов через будущий административный центр в Коммунарке, Троицк, к подмосковному городку Рыжову и соединит старую Москву с ее новыми районами практически до Калужской области. Разработчики проекта предполагают, что весь путь по линии от трех вокзалов до последней станции Рыжов (всего их будет 12) на границе с Калужской областью займет не более 40 минут. Общая стоимость строительства составит 5,4 млрд евро. Вокруг НМЛ будет формироваться жилая застройка с большой площадью озеленения. Авторы проекта обещают соблюдать пропорции площади застройки с площадью зелени в пропорции 50/50. Жилые кварталы будут средней этажности. За основу возьмут архитектурные принципы жилищного строительства 1950-х годов. Такой же принцип застройки будет применяться в пределах большого железнодорожного кольца, которое соединит аэропорты.


Внутри большого железнодорожного кольца должна разрастись цепь линий скоростного подземного и наземного метро. Вид метро будет зависеть от конкретной ситуации на местности. Скорее всего, в пределах МКАД оно будет спрятано под землю. Линии будут построены по технологиям НМЛ с теми же технологическими параметрами и скоростными режимами. Их общая протяженность составит 550 км. Чтобы представить себе амбициозность замысла, достаточно знать, что за 77 лет было построено около 308 км линий московского метрополитена, по которым составы передвигаются с двукратно меньшей скоростью, чем планируется для нового метро. Стоимость этого удовольствия тоже завораживает – 90 млн евро за километр, то есть примерно 50 млрд евро за все. 


Технология строительства Новой Московской Ветки метро предполагает несколько этапов. На первом этапе вагоны будут находиться под открытым небом, хоть и ниже уровня земли. Через 5–-10 лет вдоль линии метро будут пущены параллельные линии скоростного трамвая. Его скорость составит 50–60 км/ч. Проект трамвая также должен быть разработан дополнительно. Количество остановок трамвая и метро не будет совпадать, трамвай бедт останавливаться реже. На третьем этапе вагоны спрячут под землю.


МКАД должна опоясать линия того же скоростного трамвая. По замыслу, МКАД перестанет быть изолированной кольцевой дорогой с немногими съездами и органично включится в уличную дорожную сеть по примеру Садового кольца. У скоростного трамвая будет мало остановок. Скорее всего, только восемь – по количеству «городов-ворот», связывающих центр и периферию. 

В следующие 5–10 лет на территории Большой Москвы будет два административных центра. Основной будет в Коммунарке. В историческом центре останется лишь малая часть основных органов власти, например, приемные.

Существенным переменам должен подвергнуться исторический центр Москвы, который превратят в пешеходную зону.

Пешеходной зоной станет территория Моховой до Китайгородского проезда, включая Манежную улицу, Охотный ряд, Ильинку, Варварку. Все автодороги будут «спрятаны» под землю в туннели.

Часть автодороги от Котельнической набережной до середины Пречистенской спрячут под землю, для чего специально пророют туннель. Набережная превратится в бульвар со спуском к воде.

По траектории Новой Московской Ветки будут организованы четыре перехватывающие парковки, на которых можно будет «бросить» свое авто и добраться в центр. Билет будет единым.