© fastcompany.com

Поучительней истории успеха может быть только история провала. А значит, историю фотосервиса Hipstamatic можно назвать сверхпоучительной, потому что в ней сокрушительный провал последовал за потрясающим успехом.

Основатель компании Лукас Бьюик был одним из первых, кто подобрал код к успеху в новую эру цифровой фотографии, стартовавшую с появлением iPhone. Hipstamatic дебютировал в App Store в конце 2009 года и моментально стал хитом. Сервис позволял делать цифровые снимки, стилизованные под старую пленку. Само приложение стоило $1,99. Дополнительно приходилось платить за новые фильтры и «пленку». Благодаря простой бизнес-модели, а также толпе преданных фанатов в несколько миллионов пользователей компании уже в первые недели удалось заработать. Hipstomatic никогда не привлекал инвесторов. В прошлом году выручка компании составила $10 млн, в этом бизнес находился на пути к $20 млн.
В 2010 году Apple удостоил Hipstamatic звания «приложение года», а фотограф The New York Times получил престижную премию за серию снимков из Афганистана, сделанную при помощи фильтров этого сервиса. По задумке основателя Бьюика Hipstamatik должен был стать Kodak цифровой эры, лидером по продаже цифровых фильтров, который со временем начнет печатать фотографии и даже выпускать собственные камеры. Вместо этого Hipstamatic едва не оказался на грани банкротства и в конце лета со скандалом уволил половину сотрудников. 
Закат Hipstamatic стал результатом цепочки неверных решений, внутрикорпоративных катаклизмов и опрометчивых попыток сменить неплохо работающую бизнес-модель под давлением модных трендов. Чему учит история Hipstamatic?

Не гонитесь за модой

Проблемы Hipstamatik начались в октябре 2010 года, когда на сцене появился Instagram. В отличие от Hipstamatic стартап Кевина Систрома не просто предлагал накладывать на фотографии красивые фильтры, но и требовал, чтобы пользователи делились ими со своими друзьями. На первых порах в Hipstamatic игнорировали конкурента. Но Instagram продолжал стремительно набирать популярность и постепенно превращался в культурологический феномен. 

В 2011 году уже Instagram, а не Hipstamatic стал «приложением года» по версии Apple. И хотя тот в отличие от Hipstamatic не зарабатывал ни цента, в какой-то момент у Бьюика и коллег начали сдавать нервы.

Как следует из расследования журнала Fast Company, в середине 2011 года основатели решили, что Hipstamatic должен измениться. Он обязательно должен стать социальным. Именно казавшаяся столь необходимой смена курса в итоге и поставила Hipstamatic на край пропасти.

Главное – фокус

В течение следующего года Hipstamatic попытается запустить сразу несколько новых продуктов: CS9 – Hipstamatic для видео; Timeline – агрегатор фотографий из всех социальных сетей; PhotoMail – странный микс из Path и Tumblr; Snap Magazine – журнал для iPad. По словам бывших сотрудников Hipstamatic, решения о смене направлений принимались на постоянной основе. Компанию бросало из стороны в сторону. Приоритеты не расставлялись должным образом. Довести до конца удалось лишь несколько из запланированных проектов, и ни один из них, по большому счету, так и не выстрелил. Более того, главный продукт Hipstamatic, нуждавшийся в усовершенствовании, оставался без должного внимания.
Слова бывшего дизайнера Hipstamatic Стюарта Норри суммируют главные проблемы компании: «В технологической индустрии нужно быть готовым менять направление. Однако этого нельзя делать каждую неделю. Они пытались стать Camera+ и Instagram. Это было самоубийством. Нельзя слишком сильно фокусироваться на своих конкурентах. Ты начинаешь забывать о собственном бизнесе. Так и произошло. Главной проблемой Hipstamatic было отсутствие фокуса на Hipstamatic. Что сделали в Instagram, когда к ним пришел успех? Они сфокусировались на Instagram. Что сделали в Hipstamatic? Они начали пытаться выпустить кучу независимых и абсолютно разных продуктов вроде Swankolab, Incredibooth, D Series, Family Album, Snap Magazine. Мне до сих пор грустно, так как была упущена возможность сделать что-то действительно прекрасное».

Бойтесь кланов

Hipstamatic был основан графическими дизайнерами. В какой-то момент с Hipstamatic случилось то, что случается с очень многими технологическими стартаперами: отношения между дизайнерами и инженерами накалились до предела. Однако вместо того чтобы сгладить конфликт, в Hipstamatic решили его раздуть. Бывшие сотрудники Hipstamatic рассказывают, как основатели компании, включая Бьюика, называли себя «wolfpack» (волчья стая, шайка). «Шайка» активно противопоставляла себя всем остальным, а именно новым сотрудникам, подавляющее большинство которых были программистами. В обиходе были фразы вроде «Шайка отправляется на обед» или «Давайте соберемся на выходных. Только шайкой».
Результатом подобной клановости внутри небольшого стартапа стали несколько громких скандалов. В ходе одной встречи Бьюик поставил под сомнение способность своих программистов создать собственную издательскую платформу для журнала Snap, а не прибегать к дорогостоящим решениям сторонних сервисов. Завязалась ссора. В результате Бьюик показал одному из инженеров два средних пальца. 

Деньги заканчиваются

Hipstamatic начал приносить деньги уже через несколько дней после старта. Компания сразу начала жить на широкую ногу. 

Стартап приобрел гигантское здание за $1 миллион и еще примерно столько же потратил на обновление крыши, кровля для которой была заказана из Бельгии. 

В бюджете Hipstamatic также якобы были заложены затраты на дорогой алкоголь: $20 тысяч в месяц. Бьюик, впрочем, «алкогольный бюджет» называет слухом. В результате Hipstamatic, кажется, стали тратить больше, чем зарабатывали. В определенный момент основатели начали искать инвесторов, но так и не смогли договориться о подходящих условиях. По некоторым данным, сложная финансовая ситуация стала одной из причин последовавших в минувшем августе сокращений и отказа от многих амбиций и запланированных проектов.
Теперь руководство Hipstamatic решило вернуться к истокам и восстать из пепла, подобно птице-феникс. Но удастся ли компании вернуть потерянное время и не допустить повторения предыдущих ошибок?