Доктор экономических наук, эксперт по экономике Института «Открытое общество», академик Академии экономических наук и предпринимательской деятельности России (АЭНПД) Андрей Юданов прочитал в Московской высшей школе социальных и экономических наук лекцию «Другая экономика России: компании, которые умеют быстро расти». Slon публикует фрагменты этой лекции.

Когда в свое время руководителя хорошо известной ныне фирмы HP спросили, являются ли они маленькой быстрорастущей компанией, директор ответил: «Нет, мы промышленная империя! Но в стадии становления», несмотря на то, что компания на тот момент была крохотной. Термин «фирма-газель», введенный Дэвидом Бёрчем в 1980-е, характеризует компании, которые активно и быстро растут. Большинство фирм – это или «слоны» (крупные корпорации), которые хотя и дают большую долю ВВП, растут очень медленно, или «мыши» (маленькие фирмы), которые тоже растут медленно. И есть небольшая горстка «газелей» (на Западе их 3–5% от общего количества фирм), которые растут очень быстро – от 20% в год не менее пяти лет подряд. Несмотря на то, что их мало, они дают 50–70% всего экономического роста в развитых странах.

Особенно интересны эти фирмы для нашей страны. Мы в целом страна быстрорастущих фирм – темп роста средней российской фирмы составлял 30% в докризисный период. На Западе таким темпом роста не могут похвастаться даже лучшие с точки зрения роста фирмы, а у нас это средний показатель. Во время кризиса средние темпы роста компаний упали до 3%, но на сегодняшний день они снова восстановились. Российский успешный бизнес, в отличие от успешных бизнесов в спокойных европейских странах, это обязательно быстрый бизнес. В России нельзя быть медленным. Россия – страна «газелей». Причина в том, что наша экономика пока сработана топором и имеет много ниш, а из-за высокого уровня образования и сильного предпринимательского духа этими нишами удается воспользоваться. Стоит отметить, что «газели» – это наша надежда на успешную модернизацию экономики.

Примеры российских «компаний-газелей»