© appstudio.org

Apple официально объявила о запуске в России онлайн-магазина музыки и фильмов iTunes Store. В конце ноября уже мало кто верил, что это случится в уходящем году, но, видимо, в последние месяцы компания достигла значительного прогресса в переговорах с российскими правообладателями. Правда, до завершения переговоров еще далеко: iTunes Store пока заработал с ограниченным каталогом русской музыки. Зато в Apple предложили хороший ценник. Стоимость большинства композиций составит 15 или 19 рублей, в некоторых случаях даже 10 рублей. Это при том, что музыкальный трек в американском iTunes Store стоит в среднем 99 центов (~ 30 рублей).

iTunes Store заработал в России почти через 10 лет после открытия в США. К своему десятилетнему юбилею он подошел на пике формы (почти 70% на рынке цифровой музыки в США), но в сложном и опасном конкурентном окружении. iTunes предстоят большие перемены. Возможно, через несколько лет его будет уже не узнать. 

Потоковый iTunes

Если iTunes и будет кардинально меняться, то под воздействием конкурентной среды. Медиасервис Apple с его моделью продажи отдельных треков стал революционным для музыкального рынка второй половины прошлого десятилетия. Последние годы – время стриминговых облачных проектов. Apple с облаками работать уже научилась (кстати, iTunes Match, который синхронизирует медиатеку пользователя с iCloud, в России тоже заработал – стоит 799 рублей в год), а вот удобного потокового музыкального cервиса пока пользователям не предложила. Между тем модель подписки признана более коммерчески перспективной, за спиной маячат мощный Amazon Cloud Player и полюбившийся всем Spotify; свои потоковые сервисы, как сговорившись, запускают ведущие производители ПО и мобильных устройств (Samsung, Microsoft). 

Cамое время что-то предпринять. Уже в следующем году, по данным Bloomberg, может заработать музыкальный сервис с условным пока названием iTunes Radio – потоковый, облачный, с подпиской и, конечно же, рекомендательной системой. Если так и случится, у iTunes Store в его нынешнем виде появится еще один очень сильный конкурент – возможно, самый сильный за всю историю медиасервиса – причем конкурент в рамках его же собственной экосистемы.

Дешевый и бесплатный iTunes

Подозрительно тихо на музыкальном рынке пока ведет себя Google. После того как отдельные магазины компании (Android Market, Google Music и Google eBookstore) стали частями единой Google Play, стало казаться, что амбиции интернет-гиганта в этой области поубавились. Но с Google стоит держать ухо востро. Тихой сапой компания расширяет географию и базу медиаконтента. С ноября музыкальный каталог компании стал доступен жителям Великобритании, Франции, Германии, Италии и Испании; заодно она заключила сделку с крупным альянсом правообладателей Armonia, получив лицензию на 5,5 млн треков. 

Экспансию Google не получится игнорировать. Главная опасность в том, что компания, по сути, работает на этом рынке как дискаунтер, предлагая хранить у себя в облаке бесплатно 20 тысяч треков (после легализации вашего хранилища – сопоставления музыкальных файлов на пользовательских носителях и в облаке). Не исключено, что на этом фоне iTunes будет дешеветь: предположу, что уже в следующем году Apple может объявить о глобальном снижении цен в iTunes Store. 

Универсальный iTunes

Рост базы разнообразного медиаконтента должен привести к универсализации iTunes. Все в одном: магазин аудио и видео, потоковые музыкальные и видеосервисы, телевизионные трансляции и видеохостинги, сервисы рекомендации, покупка отдельных файлов и подписка. Универсализация и вариативность позволит Apple отсечь попытки конкурентов переманить пользователей на альтернативные платформы. Ведь тот же Spotify прекрасно работает с iOS-устройствами – почему бы не перебежать туда. При этом речь идет именно о базе медиаконтента, а не о каналах его реализации, которые у компании уже налажены или еще появятся (как, например, грядущая новая версия Apple TV). 

Хороший, хотя пока еще и не доказавший свое право на существование, пример универсальности – Xbox Music от Microsoft: он и платный, и бесплатный; может использоваться и как интернет-радио, и как потоковый сервис, и как магазин музыки.

Видео-iTunes

В iTunes Store не лучшим образом обстоят дела с видеоконтентом. Переговоры с правообладателями на фильмы, видео и сериалы в Apple подзапустили. Доля видеопортала Netflix в американском сегменте платного проката ТВ-шоу и другого видеоконтента превышает показатель iTunes почти в 10 раз. И США с точки зрения видеоконтента для Apple еще не самый худший рынок. При этом видео лучше монетизируется, чем музыка: потребитель, как показывают американские и европейские опросы, до сих пор хорошо понимает, зачем платить за фильмы, и все хуже понимает, почему нужно платить за музыку. В ближайшие годы Apple, очевидно, форсирует рынок видео, iTunes Store наполнится свежими сериалами и премьерами. А возможно, компания просто купит Netflix с ее накопленной базой и правами – этой идее уже много лет, и она не перестает быть актуальной

Социальный iTunes

Facebook и последователи приучили пользователей к социальному потреблению музыкального контента. Музыка нас связала: музыкой надо делиться, музыку важно рекомендовать, музыку надо обсуждать, музыкальные предпочтения во многом определяют портрет пользователя в социальных сетях и влияют на рекламный таргетинг, обмен музыкой стал одним из элементов коммуникаций.
С социальностью у Apple пока не очень задалось, хотя компания многое сделала, чтобы закрепиться на этом поле. Музыкальная соцсеть Ping официально признана провалом, а интеграция Facebook с iOS идет не так быстро, как планировалось.
У Apple вообще все плохо с онлайн-сервисами, о чем в последнее время говорят не только сторонние аналитики, но и бывшие сотрудники компании: «Проблема Apple в том, что Google становится лучше в продуктовом дизайне быстрее, чем Apple – в сфере онлайн-сервисов». С этим можно согласиться. Уверен, в компании это понимают очень хорошо, а потому новые социальные эксперименты не за горами. iTunes как раз та площадка, для которой интеграция с социальными сетями или даже еще одна попытка сформировать социальную среду внутри себя, – то, что доктор прописал. Потихоньку уже что-то происходит: вот, например, в Facebook пользователи уже могут дарить друг другу подарочные сертификаты iTunes Store. Уже хорошо.