© Джузеппе Арчимбольдо

Минсельхоз объявило о разработке законопроекта, который позволит ввести в российское законодательство понятие органической сельхозпродукции, а также предусмотрит возможности по государственной поддержке.

Для начала стоит разобраться, о каких именно продуктах идет речь, потому что в представлении многих понятие «органические продукты» довольно размыто. В мире есть три вида сельхозпродукции. Во-первых, это обычная сельхозпродукция, которая производится с использованием традиционных агротехнологий (conventional agriculture) с применением минеральных удобрений, гербицидов, пестицидов, антибиотиков и прочего. Почти все российское сельское хозяйство занимается именно ею. Второй вид – это ГМО, в России их выращивание запрещено (пока), но в мире, например, большая часть выращиваемой кукурузы и сои – это ГМО. Третий вид – это та самая органическая сельхозпродукция, производимая на принципах устойчивого развития (sustainability), отсутствия химии и, естественно, ГМО.

В России же есть и четвертая категория продуктов, предложение которых у нас в последнее время стремительно растет. Обычно это так называемые экопродукты, фермерские, натуральные продукты и так далее. При этом продавцы уверенно настаивают на премиальности своих «почти органических» продуктов и в большинстве случаев запрашивают совершенно неразумные цены, в разы превышающие цены на обычные продукты. Внятного же обоснования этим ценам нет. Лично для меня вопрос открытый, что на самом деле у нас продается под видом этих фермерских продуктов. Более того, не исключаю, что во многих случаях «плохие» крупные сельхозпроизводители обеспечивают более тщательный контроль за своей продукцией, чем некая условная бабушка Катя из Тамбовской области, занимающаяся на своем подворье выращиванием экоуточек, реализуемых через интернет по диким ценам.

Понятно, что часть потребителей готова платить серьезную премию за чистые органические продукты. Однако хотелось бы, чтобы она платилась тем, кто действительно этим занимается. Ведь органическое сельское хозяйство – очень трудоемкий и низкоурожайный процесс. Вдобавок его невозможно во многих случаях начать одномоментно. Например, для того чтобы перейти от традиционных агротехнологий на каком-то конкретном поле к органическим, требуется несколько лет не использовать на этом поле никакой химии, и лишь после этого выращенная продукция сможет претендовать на статус органической.

Что же может подтвердить этот статус? Обязательная сертификация. Пока ее нет. В отдельных случаях у нас прилагаются сертификаты, выданные иностранными организациями. Однако, во-первых, это случается нечасто. Во-вторых, есть и вопросы к этим сертификатам. Например, к органической пшенице может прилагаться сертификат более чем двухлетней давности, свидетельствующий о том, что поле, где она выращивается, находилось лишь в стадии перехода от обычного к органическому (in conversion). Поле-то пока переходит, а цена на пшеницу заявлена уже ровно в 20 раз выше.
Законопроект пока рамочный, но важно то, что он вводит в оборот на законодательном уровне понятие органической продукции и того, что она обязательно должна быть надлежащим образом сертифицирована. В случае успеха можно надеяться, что потребитель сможет отличать настоящую органическую продукцию от «почти органической», которой сегодня наводнен рынок.

Что же касается производителей – выпуск органической продукции, вполне возможно, окажется чуть ли не единственным способом выживания для многих мелких производителей. Сельское хозяйство консолидируется, и пространства для фермерских и личных приусадебных хозяйств остается все меньше. Однако не стоит рассчитывать на то, что места в этой нише хватит всем. В зажиточной Европе, где органическая, без кавычек, продукция и стоит «всего» на десятки процентов выше обычной (а не в разы, как у нас), ее доля рынка не превышает 2–3%.