Владимир Легойда © Владимир Вяткин / РИА Новости

Проверка речи – новый формат Slon. Мы проверяем факты, озвученные в публичных выступлениях политиков, бизнесменов, известных людей, и находим в них ошибки и неточности. Если вы нашли ошибки, оставляйте комментарии к этому тексту.

Председатель Синодального информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда дал интервью Ксении Собчак на телеканале «Дождь». Посмотрев интервью, Slon обнаружил, что с Легойдой есть о чем поспорить. И речь идет не об оценочных суждениях или интерпретациях, а об исторических фактах и положениях религиозных текстов. Мы решили напомнить читателям о том, как обстоит все на самом деле. Ниже – цитаты из интервью Легойды и наши комментарии.

1.

«Церковь – это единственное место, где у одной чаши, например, встречаются люди с разными идеологическим позициями, это не мешает им вместе быть христианами. Вот есть такое замечательное высказывание одного святого. Он сказал следующее: „В главном единство, во второстепенном многообразие, во всем – любовь“. Я не вижу у нас, к счастью, проблем со второстепенным, у нас есть многообразие мнений людей, составляющих Церковь».

Владимиру Легойде так нравится приведенное им высказывание, что он в дискуссии прибегает к нему дважды. Однако убедительность этого аргумента зависит от того, кому это высказывание принадлежит. Господин Легойда приписывает его авторство отцам Церкви, разделяя широко распространенные убеждения, согласно которым эта фраза приписывается либо блаженному Августину, либо святому Викентию Леринскому. Без опоры на такие авторитеты апелляция к этой мудрости выглядит довольно шатко. Ирония заключается в том, что, по последним изысканиям, впервые ее употребил бывший иезуит Марк Антоний де Доминис в своей книге «De Republica ecclesiastica» («Церковная республика»), вышедшей в 1617 году. По всем церковным канонам он был религиозным диссидентом, сложившим с себя сан архиепископа и резко осуждавшим власть Папы. Закончил свои дни он в 1624 году в заточении в замке Святого Ангела, будучи обвинен в еретических взглядах, но даже смерть его не спасла от инквизиции. Его труп вытащили из гроба и публично сожгли вместе с его книгами. .

2.

«У нас не было инквизиции и еврейских гонений».

Если инквизиции как официально оформленной церковной институции в России не было, это не означает, что не было беспощадных казней еретиков, ведьм, преследований евреев со стороны Русской православной церкви. Упоминания в летописях о сжигании язычников и еретиков встречаются уже начиная с 1227 года. Самая известная казнь постигла в 1504 году исповедовавших ересь жидовствующих. Еще в 1649 году Земский собор в Москве принимает «Соборное уложение», где первая статья первой главы «О богохульниках и о церковных мятежниках» гласила:

«Будет кто иноверцы, какие ни буди веры, или и русской человек, возложит хулу на господа Бога и спаса нашего Иисуса Христа, или на рождышую его пречистую владычицу нашу богородицу и приснодеву Марию, или на честный крест, или на святых его угодников, и про то сыскивати всякие сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохульника обличив, казнити, сжечь».

Исполнявшие сожжение еретиков и колдунов вплоть до 70-х годов XVIII века светские власти апеллировали к этой норме. Евреям приходилось не слаще, например, в 1563 году после взятия Полоцка войсками Ивана Грозного проживавших там евреев, отказавшихся принять православие, утопили. Подобные случаи не были редкостью. Переход в иудаизм наказывался смертной казнью: в 1738-м были сожжены на костре смоленский купец Борух Лейбов вместе с капитан-поручиком Александром Возницыным, которого первый уговорил перейти в иудаизм. Вплоть до XX века ряд церковных иерархов поддерживали обвинения евреев в ритуальных убийствах и были инициаторами ряда юдофобских кампаний в прессе.

3.

«[О деле отца Димитрия Свердлова, несогласного с позицией РПЦ в деле Pussy Riot] Есть каноническое решение правящего архиерея его епархии. Оно объяснено. И если вы посмотрите сайт епархии, в этот же день еще два или три священника с такой же формулировкой также отправлены под запрет... Можно видеть здесь заговоры...»

Если посмотреть сайт Московской областной епархии (раздел «Указы»), то аналогичное наказание с такой же формулировкой (запрет в священнослужении на пять лет) постигло тремя днями ранее только одного священника – Павла Алферова. И это достаточно редко применяемое наказание: в этом году только Свердлов и Алферов были наказаны подобным образом, предыдущий случай был в июле 2012 года. Но тогда священнику Олегу Бураковскому за самовольное оставление прихода запретили в священнослужении только на три года.

4.

Собчак: «... Недавно Папа Римский выступил и заявил, что Католическая церковь против использования презервативов».
Легойда: «Она всегда была против».

Участники дискуссии тут ошибаются. Папа Римский не занимает позицию однозначного отрицания использования презервативов. Еще в ноябре 2010-го в официальном органе Ватикана газете L'Osservatore Romano были опубликованы отрывки из книги Бенедикта ХVI «Свет мира», где он, отвечая на вопрос журналиста Петера Зеевальда, допустил возможность их использования для снижения риска передачи заболеваний, передающихся половым путем : «В некоторых отдельных случаях это может быть оправдано. Например, когда презерватив использует проститутка. Это может быть первым шагом по направлению к осознанию нравственности, первым ответственным шагом к пониманию того, что не все позволено и что не все, что хочется, можно делать».

5.

Собчак: «Скажите, пожалуйста, а Иисус Христос разве не изгонял торговцев из храма?»
Легойда: «А причем здесь торговцы-то?»
Собчак: «Ну, то есть автомойку он точно, конечно, не изгонял, но торговцев, по-моему, изгонял».
Легойда: «А вы знаете, кого он изгонял на самом деле? Я понимаю, что вы не библеист…»
Собчак: «Торговцев, я не библеист…»
Легойда: «А знаете, чем они торговали? Они торговали жертвенными животными. Зачем люди приходили в храм? Приносить жертву. И вот этих голубей там и прочих они и покупали».
Собчак: «То есть животными торговать нельзя, а автомойку можно».
Легойда: «Нет, проблема изгнания была связана с тем, в каком месте проходила эта торговля».
Собчак: «Что нельзя торговать в церкви и нельзя на этом наживаться – для меня было такое ощущение этой притчи, но, может быть, я неправа».
Легойда: «Нет, если бы эта мойка, совсем сейчас говорю, была там, условно говоря, под алтарем, вот такая аналогия будет корректна».

Вообще-то если бы библеисты принимали участие в обсуждении этого вопроса, то они указали бы, что торговцы голубями и прочими жертвенными животными и менялы в Иерусалиме времен Христа теснились вовсе не «под алтарем», а в торговых галереях с южной стороны храмового комплекса, так что аналогии с нынешней автомойкой вполне уместны.