Уоррен Баффет © Frederic J. Brown / AFP

Каждый раз, когда в новостях появляется Уоррен Баффет, мне хочется, чтобы где-то рядом бегущей строкой читателей предостерегали от того, чтобы пробовать повторить его успех. Пример Баффета и вправду чрезвычайно заманчив. Этот миф известен всем: Баффет инвестирует по строгой, консервативной системе с 1950-х годов и неизменно получает прибыль. При этом он продолжает жить в Омахе, штат Небраска, не пользуется компьютером, жертвует колоссальные деньги на благотворительность, да и в целом напоминает приятного добродушного дедушку. Казалось бы, история жизни Баффета показывает, что можно заработать не один миллиард, просто грамотно инвестируя деньги. Не нужно придумывать гениальные новые продукты, не нужно тянуть средства из бюджета, не нужно быть сыном шейха – достаточно аккуратно изучать годовые отчеты открытых всем компаний, не вставая из-за своего рабочего стола.
На прошлой неделе Баффет ошарашил всех покупкой компании Heinz за 28 миллиардов долларов – с надбавкой в 20% по отношению к розничной цене. Кажется, что «пророк из Омахи» продолжает насмехаться над теориями эффективных рынков. Какое отношение имеет эта покупка к грамотному, осторожному инвестированию?
Некоторые из ранних вложений Баффета действительно вполне можно объяснить аккуратной работой с данными. Как известно, он долго изучал каталоги Moody’s, пока не находил мало кому знакомые, но недооцененные акции. Heinz, наоборот, знакома каждому, кто хоть раз ел кетчуп. Heinz изучали сотни и тысячи аналитиков, менеджеров хедж-фондов и прочих специалистов. Трудно представить, что они упустили двадцатипроцентную прибыль в таком очевидном месте. И ясно, что Heinz – не та компания, из которой можно выжать что-то неожиданное. Она представлена по всему миру, нормально управляется и вряд ли способна изобрести айфон. Это хорошая, но не революционная компания. Так что многие комментаторы успели удивиться странной цене, заплаченной обычно столь консервативным Баффетом.
Правда, при более тщательном анализе, как пишет биограф Баффета Элис Шредер, выясняется, что вся суть – в структуре сделки. Баффет инвестировал в покупку Heinz $12 млрд. Из них $4 млрд вложено в обычные акции и $8 млрд – в специальные привилегированные акции с гарантированным девятипроцентным доходом, которые в будущем можно обменять на обычные акции по заранее оговоренной цене. Получается, что даже если Баффет ничего не заработает на обычных акциях, он все равно получит доходность на уровне 6%, что довольно неплохо по нынешним меркам. Фактически единственным ощутимым риском для него становится банкротство Heinz, во что трудно поверить. Но даже в этом случае, скорее всего, долги компании можно будет реструктурировать, и Баффет не окажется в проигрыше. Платить за все это, видимо, будет партнер Баффета – бразильский фонд 3G Capital, который вошел в сделку на равных с Баффетом условиях по обычным акциям, но не получил привилегированных. Фонд, впрочем, тоже рад, потому что поддержка Баффета обеспечит ему большой успех у инвесторов на годы вперед.
Последние годы, а может быть, и дольше Баффет активно эксплуатирует свои огромные финансовые возможности и репутацию (Apple стоило прислушаться к его советам). Ему предлагают сделки, недоступные обычным инвесторам, – просто потому, что он Уоррен Баффет. Партнеры согласны идти на переговоры с ним, потому что одно его имя может превратить сделку в успешную. Понятно, что нормальному инвестору надеяться на это не стоит.
Мне, конечно, возразят, что Баффет не всегда был так известен и так богат. Действительно. Но компьютерные симуляции показывают, что в большой группе инвесторов кто-то вроде Баффета должен появиться просто по закону больших чисел. Представьте себе огромный турнир по игре в орла/решку. У победителя будет столько правильных отгадок, что многим покажется, что он обладает особенным талантом угадывать правильную сторону монеты. Похожим образом обстоит дело и с Баффетом. Мы не можем утверждать, что ему просто повезло. Но трудно доказать и обратное.
Так что не пытайтесь повторить успех человека из Омахи. Лучше уж сыграть в лотерею: в ней вы хотя бы проиграете быстро и потеряете немного. А инвестировать лучше в индекс.