Эндрю Макафи, специалист по цифровому бизнесу из MIT, выступил на конференции TED 2013 с лекцией о том, чего нам ждать от наступающей эпохи роботов и окончательной автоматизации. Ничего неожиданного он не сказал. Тем не менее ясно сформулировал подступающие перспективы. Главная проблема будущего, конечно, та же, что у администрации Обамы: где взять работу для людей.

«В мире, который мы создаем сейчас, мы увидим очень много того, что привыкли называть научной фантастикой, но в нем совершенно не видно рабочих мест».

Речь идет о целых сегментах человеческой деятельности, например, робот-водитель отменит шоферов-дальнобойщиков и водителей общественного транспорта. Прокачка Siri до уровня компьютера Watson (который неплохо играет в викторину типа «Своей игры») напрочь убьет весь секретарский и мелкий менеджерский труд, такая программа будет общаться с клиентом лучше большинства аккаунт-менеджеров. Уже существуют R2D2-подобные роботы, которые хозяйничают на складах. В Японии запустили первый полностью роботизированный завод, на котором в цехах включают свет только когда приходят экскурсии.

В последние 200 лет мы только и слышим рассказы о том, как очередной рывок машинного прогресса обречет широкие массы на нищую безработицу, но ничего подобного пока так и не произошло. В чем отличия сегодняшних изменений? Машина теперь может воспроизводить основные внешние признаки человека. 

«Сейчас машины могут то, что еще сто лет назад никому не снилось в самом страшном сне. Они могут читать, писать, понимать, слушать, говорить, переводить. Мы называем это новой машинной эрой».

И это отличная новость для экономики, основной тренд станет еще мощнее: цены будут и дальше падать, а качество расти. 

«Это не про мелкий материализм и потребление. Нет, это изобилие… Труд андроидов освободит нас от борьбы за хлеб насущный в поте лица своего».

Макафи признается, что когда они обсуждают это с коллегами из Кремниевой долины, слышны одни восторженные пророчества об обществе нового типа:

«Доморощенные ремесленники и кулибины снова в цене, они-то и создают сегодня самые интересные инновации».

Но это одна сторона медали. Никогда раньше в экономике доходы компаний не были столь высоки, а затраты на реальное производство столь низки, печальная новость и для рабочих, и для производителей – чтобы продавать, вам нужен многочисленный средний класс, а он уменьшается. 

Сама по себе победа роботов не так страшна. Плохо другое: раньше квалифицированный рабочий или менеджер без диплома мог зарабатывать приличные деньги за счет опыта, такой специалист на простых позициях не так уж сильно проигрывал дипломированному «белому воротничку», сейчас расслоение между этими классами неудержимо растет.

И это то, что энтузиасты новой эпохи не принимают во внимание. «Дивный новый мир» для продвинутых и подкованных будет означать понижение социального уровня для десятков миллионов «честных трудяг» в Америке. Можно, конечно, сказать: туда им и дорога, выживает наиболее приспособленный, но понижение уровня благосостояния может дестабилизировать общество.

Что делать? Прямо сейчас – ничего. Но в долгосрочной перспективе, по мнению Макафи, надо подумать об отказе от идеи постоянно растущей суперприбыли, как бы левацки это ни звучало. Так можно будет и сохранить рабочие места, и осуществить более мягкий переход от человеческого труда к машинному, чтобы к новым условиям успело адаптироваться хотя бы новое поколение.

На первый план выходит проблема образования. Макафи вспоминает, что сам учился сначала в специальной школе, в которой мир преподносился как интересное место, а задачей ребенка было исследовать его, а после этого он попал в обычную школу.

«Меня словно в ГУЛАГ сослали, – говорит американец. – С тех пор ничего не изменилось».

В целом ученый из MIT видит положительные изменения: образование улучшается, а большие корпорации все больше склоняются к идее капитализма с человеческим лицом, который думает о стабильном развитии и благополучии своих сотрудников.

Главное, считает Макафи, вовремя обратить внимание на то, что структура экономики и трудовых отношений меняется.

«Люди потихоньку просыпаются и становятся перед фактом, что на дворе новая машинная эра, очевидно, что правила меняются, и я надеюсь, что мы сумеем с пользой употребить это понимание, выбрав верный курс для развития экономики и общества».

Видео лекции с русскими субтитрами:

Занавес, аплодисменты, от себя только добавим, что еще двадцать лет назад в западном мире существовала многомиллионная армия машинисток, сейчас нет ни одной, и тем не менее все эти не слишком высококвалифицированные женщины при деле. Главное преимущество человека: пластичность, умение приспосабливаться даже к самым жестким условиям и, более того, довольно быстро налаживать в этих условиях комфортный быт.