© bkrw.com

Окружающая реальность стала настолько абсурдной, что 1 апреля уже не воспринимается как-то особенно. Специально выдуманные шутки меркнут по сравнению с реальными новостями. То же иногда касается исследований в серьезных журналах. Кажется, что не могли ученые додуматься изучать такое, однако ж нет: вот тебе и формулы, и графики, и списки литературы. В честь международного Дня дурака Slon ничего не стал выдумывать, а честно отобрал несколько стопроцентно правдивых экономических исследований с далеко идущими выводами.

Размер имеет значение

ВВП и длина пениса коррелируют друг с другом, выяснил Тату Вестлинг из Университета Хельсинки. Финский ученый сравнил данные по средней длине полового органа в возбужденном состоянии и главный экономический показатель в 76 странах между 1960 и 1985 годом и сделал вывод, что между двумя показателями существует U-образная зависимость. ВВП на душу населения был ниже там, где мужчины довольствовались длиной менее 12 сантиметров (азиатские страны) или более 16 сантиметров (африканские страны). Длина пениса сама по себе оказалась способна объяснить более 15% разницы в ВВП стран в 1985 году, а также 20% различий в темпах роста экономики за 25 лет. 

У Вестлинга нашлась пара рабочих гипотез, объясняющих ошеломляющий результат. Во-первых, уровень тестостерона у мужчин может быть как-то связан с желанием рисковать, а следовательно, предпринимательской активностью. Во-вторых, предельная полезность более высоких доходов может оказаться меньше для тех мужчин, у кого причинное место больше: они будут меньше работать, предпочитая реализовывать себя в интимной сфере. В интернете можно найти карту длины пенисов по всему миру (там есть и Россия, отсутствующая в исследовании Вестлинга). А теперь, внимание, график.

Размер мужского полового органа (дюймы)
и ВВП на душу населения ($, 1985)

Источник: The Huffington Post

Как девичья фамилия влияет на экономическое поведение

– Иванова? 

– Я! 

– Козлов? 

– Я! 

Оказывается, от положения места в списке фамилий в школьном журнале может зависеть ваше экономическое поведение в дальнейшей жизни. Согласно статье Курта Карлсона и Жаклин Конард в американском Journal of Consumer Research, чем ближе к началу алфавита находится первая буква вашей детской фамилии, тем дольше вы будете принимать решение о покупке, будь то пылесос со скидкой, билеты на концерт или последняя модель смартфона. В чем причина обнаруженной учеными связи? Они предполагают, что люди из «конца списка» вырабатывают привычку быстрее принимать решения, чем те, кто с рождения находился «в начале очереди».

S&P 500 зависит от фаз Луны и модели на обложке Sports Illustrated


Ирина Шейк на обложке Sports Illustrated предсказывает замедление роста американского фондового рынка. Источник: Sports Illustrated

У издателей глянцевых журналов есть негласное правило: если на обложке появляется обнаженная модель (или более обнаженная, чем обычно), значит, у журнала проблемы с рекламными продажами. Научных исследований на эту тему никто не проводил, зато известна взаимосвязь девушек с обложки с более глобальным показателем – индексом S&P 500. Если вы следите за одним из главных биржевых показателей планеты, то вы также должны наблюдать за тем, кто появляется на обложке «купального» номера журнала Sports Illustrated, советует компания Bespoke Investment Group. 

С плохо скрываемым удовольствием аналитики BIG просмотрели обложки всех выпусков с 1978 по 2012 год и сделали вывод: фондовому рынку лучше, когда на обложке появляется американка: индекс S&P чуть чаще оказывался в плюсе, а также приносил больше дохода. Так, в 2010 и 2012 годах на обложках SI появлялись модели из США, и S&P 500 рос на 15–16% в год. Но стоило в 2011-м появиться россиянке Ирине Шейк, и индикатор подрос на скромные 2% (полная таблица по годам со ссылками на обложки доступна здесь). Другие примеры странных закономерностей американского фондового рынка: его связь с результатами Супербоула, годом проведения Олимпиады, погодой на улице, фазами Луны, днем недели и заголовками на сайте Drudge Report.

Вера в ад vs. экономический рост

Атеисты любят обвинять религию в торможении научного прогресса (хотя такие нападки далеко не всегда справедливы). Как бы то ни было, верующее население может стать хорошим подспорьем для экономического роста. Роберт Барро и Рейчел Макклири нашли связь между экономическим ростом и процентом верующих в ад. Тот факт, что 46% американцев буквально веруют в то, что бог создал человека, а 7 из 10 – в дьявола и ад, не мешал США оставаться динамично развивающейся инновационной страной. 

С другой стороны, Барро и Макклири обнаружили отрицательную связь между ростом ВВП и посещением церкви: чем чаще население посещает богослужения, тем больше ресурсов выводится в «духовный сектор». В сегодняшней России к вере в загробную жизнь склоняется около половины населения (в начале 90-х – не более 30%). В то же время порядка $30 млрд ежегодно отвлекается на отвороты, привороты, гадания и прочие оккультные радости. Может, в этом причина того, что и с экономикой у нас не все в порядке? Дорогие россияне, сглаза и порчи не существует! Зарабатывайте деньги и верьте в ад!

Проблемы межзвездной торговли

В далеком 1978 году – через год после выхода первых «Звездных войн» – 25-летний Пол Кругман написал статью под названием «Теория межзвездной торговли» (лишь спустя три десятилетия работа была опубликована в журнале Economic Inquiry). В ней будущий нобелевский лауреат рассуждал о том, как повлияет на реальную процентную ставку возможность человека путешествовать в космосе со скоростью, близкой к световой. Экономист исходил из предпосылки, что время для путешественника будет протекать в 100 раз медленнее, чем для жителей Земли. То, что здесь тянется 1000 лет, ему покажется десятью годами. По сути, он сможет путешествовать в будущее, где его вклад пролежал в банке 1000 лет относительно более стационарных наблюдателей. 

Экономист Тайлер Коэн в блоге Marginal Revolution справедливо указал на пробелы в модели Кругмана: а что, если каждый обзаведется космическим кораблем? Где в уравнении цены на роботов? Нужно ли будет ФРС субсидировать цены на космическое горючее, чтобы стимулировать экономику?