Вроде совершенно очевидный факт: масса убийств и прочего членовредительства совершается в состоянии алкогольного опьянения, но авторы портала «РосПравосудие» решили выяснить конкретные цифры и узнать, где таких преступлений больше, а где меньше?

Использовали следующий метод: взяли 348 тысяч текстов судебных решений по уголовным делам, вынесенных в первой инстанции судами общей юрисдикции в 2012 году (без мировых судов, без административных дел, без гражданских исков) и опубликованных на сайтах соответствующих судов. Это примерно половина от вынесенных за то же время решений. По примерно четверти всех правонарушений. 

В них нашли характерные словосочетания «находился в состоянии алкогольного опьянения» или «употребляли спиртные напитки» и так далее. То есть учитывались случаи опьянения и осужденных, и потерпевших. 

Нужные слова нашлись в 72 тысяч дел, 20%, или пятая часть, оказались «алкогольсодержащими». Тут надо понимать, что УК охватывает огромный спектр всевозможных правонарушений, многие из которых вообще затруднительно совершить в состоянии опьянения (например, незаконная банковская деятельность). 

Проследили динамику: за три года – с 2010-го – никаких изменений: та же пятая часть. Такая же картина и по месяцам: выпимши, граждане преступают закон с одинаковой регулярностью независимо от сезона. 

Далее авторы составили рейтинг «алкопреступных» регионов.
Лидируют Якутия и Карелия: 43% и 42% преступлений связано с нетрезвым образом жизни. Меньше всего этот процент, естественно, на Кавказе: ислам запрещает пить. Но вот что удивительно, «пьяного» криминала так же мало – всего 7% – в Санкт-Петербурге. Видимо, там действительно народ культурный: сначала безобразничает, потом отмечает. В той же Москве – 13%. Если смотреть по городам, то самая тяжелая ситуация в Златоусте (55%) и в том же Якутске (49%).

А теперь наиболее пессимистическая часть исследования. Какие, собственно, преступления совершают пьяные и сколько их в процентном отношении от общего количества аналогичных? Так вот, 82% от общего количества убийств, дошедших до суда, так или иначе связаны с алкоголем – это, конечно, чудовищная цифра. Вот полный список.

Убийство – 82% Насилие к представителю власти – 73% Убийство при превышении пределов самообороны – 66% Вред здоровью при превышении пределов самообороны – 65% Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности – 61% Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью – 58% Убийство в состоянии аффекта – 51% Умышленное причинение легкого вреда здоровью – 51% Побои – 50% Убийство по неосторожности – 50% Хулиганство – 50%

Иными словами распитие и правда очень опасно для жизни и здоровья. В переводе на конкретные цифры: примерно 10 тысяч человек каждый год в РФ убивают «по пьянке». Это чуть меньше, чем потери СССР в Афганистане за 10 лет, и примерно равно суммарным потерям армии за время обеих чеченских военных кампаний. Это 30% смертей от ДТП в год. При том что четверть всех ДТП с убийством и членовредительством происходят под воздействием алкоголя. Это еще примерно тысяч пять смертей. Добавляем убийства при превышении пределов самообороны, убийства в состоянии аффекта и убийства по неосторожности, это увеличит показатели на еще пару тысяч смертей. Итого: 17 тысяч.

Впрочем, чтобы объективно утверждать, что водка на самом деле убивает, надо сравнить, насколько отличается количество насильственных смертей на тысячу человек в Санкт-Петербурге от Якутска. Ведь очевидно, что в трезвом Дагестане (5%) шанс быть убитым никак не ниже, чем в Псковской области (34%).

Закончить же этот текст, как и все остальные сегодня, придется Путиным, который в финале своего пятичасового марафона общительности на вопрос, когда все будет хорошо, ответил, что всю водку выпить невозможно.