Совместный проект Культурного центра ЗИЛ и сайта «Постнаука» «Диалоги» представил свою первую лекцию – «Чтение мозга». Кандидат психологических наук Ольга Сварник и доктор биологических наук Александр Каплан рассказали о проблемах психофизиологии, языке мозга и о том, как человек и мозг взаимодействуют . Slon публикует семь фрагментов лекции. 

1. Чтение мозга – это, с одной стороны, понимание того, что в нем происходит и как он функционирует. С другой стороны – это вопрос: с чем имеет дело мозг? Эти два аспекта тесно взаимосвязаны.

Я хочу сделать следующее утверждение – наш мозг не получает, не обрабатывает и не понимает информацию.

Мы все используем слово «информация» практически постоянно, в связи с чем понятно: должен быть ее источник, некий канал связи и реципиент. Если я сообщаю вам что-то, я могу понять, что информация воспринята, вследствие изменения вашего поведения.

Но будь здесь мой 11-летний сын, у меня есть подозрение, что из рассказа про мозг он не получил бы много информации. То, что он вычленит в моей речи, не будет совпадать с тем, что услышали вы. Очень часто мы заменяем реципиента информации на слово «мозг». И если мы предполагаем, что мой сын мог бы воспринять рассказ неправильно или не воспринять вообще, что заставляет нас думать, что мы с вами воспринимаем его адекватно? Мы очеловечиваем небольшой кусочек мяса, говоря, что мозг получил информацию. Понятие информации неотделимо от понятия реципиента информации.

2. Мозг не является гомогенной структурой. Вы можете сказать так уже потому, что он не состоит из гомогенных структур. Но, возможно, у нашего мозга есть отдельный экран, куда все проецируется, есть отдельные колонки, куда приходит звук, есть разные каналы для разных путей транслирования информации? Тогда загадка работы мозга решается очень просто – мы должны перечислить все находящиеся в нем структуры и понять, за что каждая из них отвечает, какой канал обрабатывает.

Известный немецкий нейробиолог предложил следующую схему: в нашем мозге огромное количество нейронов, обменивающихся своеобразными дружескими связями. Они посылают друг другу некие профили, характеризующие то, что они собой представляют. Одни нейроны выбирают среди других такие, которые им ближе, и создают дружеские контакты. Установка, что наш мозг есть компьютер с отдельными блоками, отвечающими за разные вещи, невероятно сильна.

3. Мозг состоит из отдельных клеток. Про каждую их них мы можем сказать, что она в некотором смысле есть единица работы мозга. Если мы посмотрим видеозарисовку того, что происходит в мозге мышки, закрепленной под микроскопом, то увидим кружочки – это нейроны. В любой момент времени они не загораются все одновременно, только некоторые из них реагируют – в зависимости от того, что сейчас происходит с животным. Если мы развернем структуру гиппокампа и посмотрим, гомогенен ли он, то поймем, что это не так. Каждая из составляющих его фигур является активацией в определенном поведенческом акте. Похожие связи нейронной активности были установлены и для людей. В частности, это нашумевший эксперимент, опубликованный в 2005 году. 

У пациента удалось идентифицировать нейроны, активность которых была связана с Дженнифер Энистон. Нейрон активируется при любом предъявлении актрисы. Причем нейрон не активируется, если, скажем, показывают Джулию Робертс.

Но самое поразительное – он не активируется, когда предъявляют Дженнифер Энистон вместе в Бредом Питтом. Я не хочу утверждать, что мы сможем стереть всякое представление нашего мозга об актрисе, стерев нейрон, реагирующий на нее. Но потенциально такие эксперименты показывают, что у нас есть возможность заглянуть во внутренний мир. 

4. Похожие вещи можно делать и у животных – например, эксперимент с мышкой, которой предлагают 2 варианта крышек. В маленькой крышке нельзя сделать гнездо, в большой – можно. Животное, подходя к последней крышке, оценит ее как гнездо – произойдет реакция нейрона и всплеск нейронной активности. Авторы назвали свою статью «Нейроны концепта гнезда». Интересно, что перевернутая крышка тоже не вызовет никакой активации, однако когда ее переворачивают вновь, мышка возвращается, видя, что гнездо сделать можно, и нейроны вновь активизируются.

Я также верю в установление дружеской связи между нейронами. Стандартная импульсация нейрона представляет собой вход и выход ионов в клетку и из нее. Эти сигналы, являясь по сути химическими, и представляют информацию, которой обмениваются нейроны. Именно эти сигналы могут быть основаниями для того, чтобы считать, что нейроны обмениваются некими профилями, ищут контакты друг с другом. Они все время изменяют свои отростки для поиска контактов. Отдельно поселенные нейроны в питательном растворе также пытаются сформировать некие группы. Они могут обмениваться сигналами и с кровотоком.

5.На каждом уровне рассмотрения понятие информации свое – мы можем обмениваться информацией, но и нейроны могут обмениваться ею. Но нельзя говорить о том, что кто-то посылает информацию в ваш мозг – потому что в этом случае мы говорим о переходе информации с одного уровня на другой.

Мы действительно в состоянии взаимодействовать с этим миром. Большинство рецепторных клеток не способны к генерации потенциалов действия, но они тоже обмениваются химическими сигналами. Например, в клетках сетчатки идет обмен химическими веществами в темноте, но на свету каналы закрываются. Эти обмены характерны для всего нашего организма, мы представляем собой совокупность микроорганизмов, которые взаимодействуют и таким образом существуют вместе. Задача понимания работы мозга в том, чтобы понять закономерности организации активности отдельных клеток и их взаимодействия.

Мы не понимали бы без мозга, но и мозг не понимал бы без нас.


Здесь важен эволюционный аспект. То, что мы способны взаимодействовать с миром, – результат деятельности поколений живых существ, пытавшихся наладить связь с ним. Мы есть совокупность живых клеток, научившихся этому взаимодействию, мы есть группы и системы, координирующие свою активность. Но мы не можем просто взять отдельную область мозга и сказать, что именно она понимала, что на картинке была Дженнифер Энистон.

6.Действительно, это важнейший вопрос психофизиологии – изучить одновременно работу мозга и его содержимое.

Мозг – это электромеханическая структура, мозг ничего не может понимать, но устроен он очень сложно. Шахматные фигуры, например, тоже участвуют в серьезной игре, однако ничего не понимают. Понимание же в нашем случае находится внутри нас.

Сегодня я обжог руку – сейчас этот ожог присутствует в моем сознании непрерывно. Тело встроено в ход моих мыслей и модифицирует мой рассказ. Развиваясь, мозг получает все больше прав на управление телом, возможно, он даже подчиняет тело себе ради своих идей. 

Посмотрим на картину Ван Гога – в центре картины нарисовано красное колесо и нечто похожее на лошадь. Если смотреть крупнее, мы видим несколько мазков, но мы никак не можем сказать, что это лошадь. Но мы понимаем, следовательно, мы добавили свое. Но как мы поняли это? Мы даже не можем поместить физический мир, его изображение, в мозг – все рассыпается на уровне сетчатки. Эта картинка реконструируется заново, мы являемся художниками всего того, что видим.

7.У нас в мозгу есть нечто большее, чем сама структура мозга. Мы достраиваем окружение в соответствии с внутренним опытом. У нас в голове больше чем просто нейроны – в них рождается модель внешнего мира, детальная и динамичная. У каждого из нас он свой, и именно он понимает происходящее вокруг. 

Можем ли мы коснуться этого внутреннего мира? Это возможно, однако сложно именно понять, что это и есть внутренний мир. Мы должны приучить нервные клетки, что суммарная их активность, которая регистрируется мозгом, не просто существует как факт, но является действенной. То есть мозг может управлять чем-то во внешней среде с помощью своей активности. Более того, мозг может войти в контакт с внешним миром и без воли человека.