Сергей Гуриев. Фото: Дмитрий Серебряков / ИТАР-ТАСС

Уехавший из России ведущий отечественный экономист, эксперт правительства и ректор РЭШ Сергей Гуриев намекнул о причинах своего отъезда: «У меня уже все отлично. Лучше в Париже, чем в Краснокаменске». Об этом Гуриев написал в Facebook. В колонии Краснокаменска прошла часть срока Михаила Ходорковского. «Действительно, Гуриев вызывался на допрос в СК по так называемому основному делу ЮКОСа», – сказали в пресс-службе СК «Интерфаксу». Высокопоставленные источники Slon в правительстве подтверждают: месяц назад Гуриев был вызван в Следственный комитет. Речь может идти о незакрытом деле 2003 года, возбужденном по факту причинения имущественного ущерба «Апатиту». Это означает, что сейчас формируется «третье дело ЮКОСа», по которому Михаил Ходорковский и Платон Лебедев, которые должны выйти на свободу в 2014 году, могут остаться за решеткой. 

На Гуриева было оказано давление, рассказывают высокопоставленные источники Slon. Грозили ли заведением уголовного дела на него самого, точно неизвестно, но, по нашей информации, за Гуриева к президенту Владимиру Путину ходили заступаться и вице-премьеры Игорь Шувалов с Аркадием Дворковичем, и бывший глава Минфина Алексей Кудрин, и глава «Роснано» Анатолий Чубайс. Источник Slon в правительстве считает, что они бы не стали вмешиваться, если бы Гуриеву не угрожало уголовное дело. В пресс-службе СК на вопрос о его статусе – свидетель или подозреваемый? – отвечают так: «Про статус Гуриева мы ничего не говорим». Сам уехавший в Париж экономист комментариев о допросе в СК не дает.

По другой версии, Гуриева вызвали на допрос в Следственный комитет в связи с участием в экспертизе второго дела ЮКОСа в 2011 году. Идею экспертизы резонансных дел предложила экс-судья Конституционного суда Тамара Морщакова, ее поддержал президент Дмитрий Медведев. Совет при президенте по развитию гражданского общества и правам человека привлек Гуриева и еще пятерых российских экспертов и трех иностранных для решения этой задачи. По итогам той экспертизы было сделано заключение, что Ходорковский и Лебедев оказались осуждены незаконно.

После чего троих из шести экспертов Следственный комитет «взял в разработку»: в сентябре 2012-го в квартире и на работе гендиректора АНО «Центр правовых и экономических исследований» Михаила Субботина были произведены обыски, в феврале 2013-го завкафедрой предпринимательского права факультета права Высшей школы экономики Оксана Олейник была вызвана на допрос (Slon она объяснила, что проходила в статусе свидетеля, однако позже следователь Туманов отложил допрос), и месяц назад в Следственный комитет вызвали Сергея Гуриева. В ходе следственных действий была изъята личная переписка Сергея Гуриева, рассказали источники Slon. 

Все началось с того, что в апреле прошлого года пресс-секретарь СК Владимир Маркин подтвердил в СМИ со ссылкой на источники в этом ведомстве информацию о том, что Ходорковский в 20032004 годах финансировал через фонд «Открытая Россия» общественные организации, представители которых стали участниками рабочей группы президентского Совета по правам человека по экспертизе второго дела ЮКОСа. «В материалах дела ЮКОСа платежи, о которых идет речь, действительно фигурируют», – сказал он. Глава Совета по правам человека Михаил Федотов опроверг это заявление, сообщив, что никто из тех, кто входил в экспертный совет, не имеет ничего общего с финансированными организациями. Финансировались тогда Московская Хельсинкская группа, Центр содействия реформ уголовного правосудия и фонд «Общественный вердикт».

Однако разрешение на обыск у одного из экспертов, Михаила Субботина, старший прокурор управления по надзору за расследованием особо важных дел Генпрокуратуры Валерий Лахтин мотивировал в том числе и тем, что для воспрепятствования расследования по делу ЮКОСа через зарубежные банки перечисляются деньги на счета общественных организаций – «для фальсификации доказательств и совершения иных действий, в том числе для финансирования заведомо ложных заключений специалистов под видом независимых общественных экспертиз».

Глава «Открытой России» Ирина Ясина говорит, что в Следственном комитете, скорее всего, и правда исходят из того, что Ходорковский профинансировал экспертное заключение. «Я боюсь, что готовится третье дело Ходорковского, что его не выпустят, как только закончится Олимпиада, о чем все говорят. Я не понимаю, как они это сделают, но, возможно, будет третье дело, такое же притянутое за уши, как второе», – говорит она.

Депутат Госдумы Илья Пономарев, ездивший в прошлом году в колонию, где Ходорковский отбывает срок, считает, что Следственный комитет готовит основания для того, чтобы не выпускать экс-главу ЮКОСа и дальше: «Но давать ход этому делу или нет, это решение будет приниматься на уровне первого лица страны. Если они захотят это сделать, то им надо осенью уже запустить суд. Сейчас может происходить сбор псевдодоказательств и подготовка к началу этого дела. Может быть, Сергей (Гуриев. – Slon)был поставлен в ситуацию, когда его принуждали в этом участвовать, и, желая остаться честным человеком, он уклонился таким способом».

Адвокат Михаила Ходорковского Вадим Клювгант заявляет: ничто, имеющее отношение к так называемому делу ЮКОСа, не могло стать основой для вопросов к Сергею Гуриеву. Тот, по его словам, никак с деятельностью ЮКОСа и его руководителей не связан и связан быть не мог. «Под прикрытием дела ЮКОСа они занимаются чем хотят и кем хотят, просто как оболочку процессуальную его используют», – говорит он и напоминает, что последние два года правоохранительные органы занимались заочными делами в отношении «скрывшихся подозреваемых», направляли их в суды и получали заочные приговоры, в каждом из которых было написано, что все, что делал подсудимый, было под якобы руководством Михаила Ходорковского. «По-моему убеждению, это выглядит как злонамеренная фальсификация обстоятельств и фактов с какой-то заранее определенной целью», – подытожил он факт проверки СК экспертов Совета по правам человека.

Михаил Ходорковский, согласно решению Басманного суда, должен выйти в октябре 2014 года, то есть до этого момента осталось меньше полутора лет. Сегодня Верховный суд России посчитал, что наказание, назначенное двумя приговорами Ходорковскому и Лебедеву президиумом Московского городского суда, было снижено недостаточно. Через три месяца Мосгорсуд должен уменьшить срок, и Ходорковский выйдет раньше. Если не будет еще одного дела.