Когда мы в компании консультируем предпринимателей или инвестируем в бизнес, нам приходится исправлять ошибки наших партнеров или клиентов. Часто ошибок столько, что набирается воз и малая телега. Благодаря большой практике у нас накопилась кое-какая статистика. В основном она пригодится тем, кто работает на нашем рынке в ритейле, но и для всех остальных мои наблюдения, думаю, окажутся небесполезными. Я выделяю 7 самых распространенных ошибок российских коммерсантов.

1. Гигантомания

Часто причиной провалов ритейлеров является гигантомания — стремление к широкому ассортименту. Причем ею страдают и большие магазины, и маленькие. В 50 кв. м стремятся впихнуть 8000 наименований (оптимально не более 1500), в 650 кв. м 15 тысяч (должно быть до 4000). С таким объемом магазины просто не справляются. Для общепита это тоже очень характерно — у нас любят объединять грузино-русско-европейско-японскую кухню. Причем часто на этом настаивают повара. И понятно почему: чем больше меню, тем проще делать различные списания, никто и не поймет, где что пропало. Так что если вам это предлагают, не ведитесь. Пусть будет лучше небольшое, но четкое меню.

2. «Свои деньги»

Многие предприниматели образовавшуюся прибыль инвестируют в бизнес без всяких условий, бесплатно, считая, что это так называемые «свои деньги». Я сразу задаю вопрос: а что, ТВОИ деньги ничего не стоят? Если у тебя образовались какие-то свободные средства, то это означает, что их надо сдавать по максимальной ставке. В любом бизнес-проекте есть альтернативный доход, то есть те же деньги можно было бы разместить на депозите под 10%. Поэтому как ты можешь себе позволить давать их бесплатно кому бы то ни было, даже если это твой собственный бизнес?

3. Покупка недвижимости

Аналогична «своим деньгам» и «своя недвижимость». Для многих покупка недвижимости для магазина и ресторана — это как покупка личной квартиры или коттеджа. У нас любят работать «на своем». В качестве оправдания этому, как правило, говорится, что «нам теперь не повысят ставку». Но это опять перекладывание из одного кармана в другой. Купив недвижимость и сдавая ее самому себе бесплатно, ты теряешь тот доход, который мог бы с нее получить. То есть это не более чем скрытое увеличение прибыли за счет других бизнес-единиц. Да, в отдельных случаях покупка недвижимости была оправдана, особенно до кризиса, когда резко росли цены. Но сейчас это уже неактуально, недвижимость доходным активом не является.

Главный негативный эффект и от «своих денег», и от «своей недвижимости» это расслоение мозга. 

Предприниматель, вместо того чтобы мыслить категориями доходности, начинает думать категориями «чужое или мое-родное». Он перестает объективно оценивать свой бизнес и его доходность. Что такое арендная ставка? В нее закладываются деньги, которые пойдут на реновацию и амортизацию недвижимости. А владелец, сдающий ее самому себе, этого, как правило, не делает. В итоге, когда мы потом убираем бесплатную недвижимость и бесплатные деньги, выясняется, что бизнес без всего этого оказывается полностью убыточен.

4. Магазин в подвале

Неправильный выбор локации вроде бы «детская» ошибка, все места уже проверены, и оценить проходимость не сложно, но ее все равно все совершают. Желание поскорее открыться и сэкономить на аренде заставляет предпринимателей идти в такие места, куда не ступала нога человека, — в подвалы, на вторые этажи, в помещения, где с тележкой просто не развернуться. Сколько мы уже твердили: место, место, и еще раз место. Но эта ошибка самая роковая — ее, в отличие от ассортимента и персонала, так просто не сменишь. Уж лучше переплатить аренду, тогда хоть какие-то шансы на выживание есть.

5. Дизайн по фэн-шую

У нас принято не экономить на интерьере — сделать «дорого и богато» стремятся все, не важно, в каком вы городе и районе работаете. Покупка оборудования б/у или программного обеспечения без всяких ненужных приблуд — это личное оскорбление. А если еще у гендиректора жена дизайнер, то все, пиши пропало. В продуктовых магазинах, слава богу, особо не разгуляешься. Но даже при закупке стройматериалов все пытаются проявить свои художественные способности, забывая о функционале. Потом может оказаться, что пандус для КамАЗа не подходит. Жена-то по фэн-шую смотрела, что ей до высоты КамАЗа?
На самом деле даже мебель в ресторан можно покупать подержанную — интерьер убивается за две недели, а стены магазина лучше всего вообще обшивать металлом. Единственные места, где крупные вложения в интерьер уместны, — это малопосещаемые рестораны и магазины. Но если вы делаете что-то массовое, будьте проще.

6. Спускать поводок

Часто ритейлеры и рестораторы, начиная открывать точку за точкой, постепенно утрачивают контроль над бизнесом и персоналом. Это происходит, когда собственник стремится переложить обязанности по управлению на других. В итоге начинаются жалобы на воровство и нарушения. На моей памяти были случаи, когда именно возврат личного контроля выводил бизнес из кризиса, хотя ради этого и приходилось сокращать количество точек. Поэтому прежде чем расширяться, убедитесь, что сможете по-прежнему контролировать все бизнес-процессы.

7. Назначать родственников

Эту ошибку допускают все — начиная от власти, заканчивая ИП. В ритейле — тоже массовое явление. Люди сначала расставляют везде родственников и друзей, а потом плачут, что «друг меня кинул». А почему он не должен был тебя кинуть? Когда ты его назначал, ты должен был понимать, что менеджмент основывается на возможности уволить человека в течение 24 часов в случае крупных косяков. Поэтому друзей и родственников не вмешивайте.