Сергей Собянин. Фото: ИТАР-ТАСС

Главная новость дня – отставка мэра Москвы Сергея Собянина: именно такую рекомендацию дали мэру члены Общественной палаты города Москвы. Мало кто сомневается, что задача Кремля на сегодня – законсервировать текущую конфигурацию управления столицей, вопрос лишь за способом легитимации мэра Собянина. Победа в первом туре: идеальный сценарий и для московских, и для федеральных властей. Однако выборы – это неизбежная конкуренция, которую придется либо признавать, либо подавлять. Это и есть вопрос дня.
В декабре 2011 года Кремль принял решение поиграть в демократию. Были возвращены прямые выборы губернаторов, либерализован порядок регистрации политических партий. Потом некоторые реформы были пересмотрены в сторону обратного ужесточения. Однако для Москвы это ничего не поменяло. Именно в сердце городского протеста власть рискнула пойти на управляемую конкуренцию. Оппозиции не нравится, что Собянин может провести досрочные выборы. И это понятно: значительно сужаются временные рамки для подготовки, а у действующего мэра есть преимущество. Однако все далеко не так однозначно. Политический контроль над ситуацией в столице – приоритет для Кремля. Если рассуждать с точки зрения эффективности, гораздо логичнее для администрации президента было бы поддержать систему наделения полномочиями градоначальника. Власть на протяжении нескольких месяцев пыталась обосновать, что прямые выборы опасно проводить в республиках Северного Кавказа. Но весомые аргументы вполне можно было найти и для выборов в столице. Тем более что сейчас в Кремле царствуют страхи относительно будущего развития политической ситуации в стране. Протест остается на уровне 25 тысяч, но никто не даст гарантии, что через год-два ситуация не изменится в худшую сторону. Поэтому уже само по себе позитивным является решение о проведении прямых выборов.
Кампания обещает быть интересной и вполне конкурентной, при условии, конечно, что к избирательной гонке будут допущены реальные соперники Собянина. В этом и есть главная интрига будущих выборов. Пока в числе потенциальных соперников можно назвать Михаила Прохорова, который имеет неплохие отношения с бывшим мэром Москвы Юрием Лужковым, а также Алексея Навального. Первый получил почти 20% голосов избирателей на президентских выборах в Москве. Это заявка на выход в число реальных политических игроков. Однако опыт уже показывает, что Прохоров к жесткому противостоянию с властью не готов. Если для Кремля встанет принципиальный вопрос о создании максимально комфортных условий для избирательной кампании Собянина, вполне вероятно, что Прохоров может отойти в сторону либо поддержит маргинала, чтобы сохранить лицо. 
Гораздо опасней, если в выборах примет участие бывший мэр Юрий Лужков. Можно предположить, что заминка с запуском операции «досрочные выборы» вызвана именно тем, что с Лужковым велись негласные переговоры. Его участие может вызвать реальное политическое раздвоение в глазах москвичей. Собянин – человек Путина, это стабильность. Лужков – старая верная любовь. Его возвращение – это риск конфронтации Москвы и федерального центра. Можно не сомневаться, что Кремль найдет аргументы объяснить электорату все минусы «неправильного» выбора. Телекиллер Сергей Доренко тоже может снова оказаться востребованным. 
Второй потенциальный кандидат – Алексей Навальный, сейчас вынужден защищаться в суде. Если до выборов будет вынесен обвинительный приговор, Навальный лишится пассивного избирательного права. Остальные кандидаты – «заднескамеечники» или откровенные аутсайдеры, как, например, Сергей Троицкий (Паук). Не исключено участие и лидера «Яблока» Сергея Митрохина. Однако его потолок – 15–20%. Тут есть персональный фактор – Митрохин хотя и является узнаваемым и активным московским политиком, тем не менее он воспринимается как слабый политический лидер. 
Сценарий досрочных выборов победил: лучше сейчас и с гарантией, чем через два года и с рисками, решили в Кремле. В любом случае именно федеральной власти придется принимать решение о том, насколько комфортным будет переизбрание Собянина в сентябре. Есть только два сценария выборов: референдум о доверии или управляемая конкуренция. Вечный вопрос о выборе между легкой победой над слабаками или героическим сокрушением сильных, решится очень скоро. Только в новой России, после декабря 2011 года, появился еще один критерий оценки выборов – их честность. Какой бы ни был выбран сценарий проведения выборов, Кремлю придется ориентироваться на мощный социальный запрос – честность и прозрачность кампании и подсчета голосов.