Москвичей убивает стресс. Неудивительно, что они хотят уехать

Стресс – основная причина высокой смертности среди россиян и москвичей в частности, сообщается в совместном исследовании международной группы демографов (среди них – россиянин Владимир Школьников из Центра демографических исследований РЭШ). Ученые сравнили уровень воспринимаемого стресса в США, России (вся выборка была сосредоточена в Москве) и на Тайване. Предсказуемо Москва по уровню стресса оказалась лидером. Возможное объяснение: Россия, в отличие от США и Тайваня, прошла через болезненный процесс перехода к капитализму, когда значительно усилилось имущественное расслоение, а многие лишились своих доходов. На Тайване транзит от аграрной к индустриальной экономике, напротив, сопровождался повышением уровня жизни большинства населения. Неудивительно, что только 15% москвичей желают своим детям остаться жить в столице, показал недавний опрос ВЦИОМ. Каждый четвертый хотел бы, чтобы его потомство переехало в небольшой город, каждый десятый – за границу. Большинство опрошенных считают, что в Москве по сравнению с другими регионами РФ хуже обстоят дела с безопасностью, экологией, здоровьем и жилищным вопросом.

Да здравствует Французская империя!

Франция может стать ведущей экономикой Европы уже к середине этого века, прогнозирует нобелевский лауреат Пол Кругман. Просто у нее лучше обстоят дела с демографией, чем у нынешнего флагмана ЕС – Германии. Такой прогноз справедлив при допущении, что уровень ВВП на душу населения останется на нынешнем уровне.

Вино как способ борьбы с депрессией

О том, что алкоголь способен поднять настроение, всем хорошо известно. Однако обычно речь идет о краткосрочной перспективе – одном вечере или более продолжительном периоде, а вот впоследствии уровень удовлетворенности жизнью может резко упасть. Ученые доказали: употребление вина в умеренных количествах снижает уровень депрессии в долгосрочном плане в сравнении с совершенно непьющими людьми. Рекомендуемая доза: от двух до семи бокалов в неделю.

Азия пережила свой главный кризис лучше Европы

И еще немного Кругмана. На фоне падения валют развивающихся стран вроде Индии и Бразилии (России это пока касается в меньшей степени) экономисты вспомнили азиатский кризис конца 90-х (вот тут у России был полноценный дефолт). Азиатский кризис был первым звоночком перед глобальным кризисом 2008–2009 годов, вспоминает экономист. Однако, в отличие от пострадавших в 90-е стран Азии, страны Европы после мирового кризиса восстанавливаются не так бодро – вот, например, график роста экономик Греции и Индонезии (горизонтальная ось – число лет после предкризисного пика).

Экономист объясняет эту разницу двумя причинами: у Индонезии была своя валюта, которую можно было девальвировать и тем поддержать экспорт; МВФ в индонезийском случае не упорствовал в навязывании политики бюджетной экономии.